Должностные лица подразделений кадровой службы органов внутренних дел или иных силовых структур обязаны своевременно формировать документы для назначения пенсии военным служащим или членам семьи, умерших служащих. Однако в некоторых случаях должностные лица кадастровой службы органов внутренних дел бездействуют, что может повлечь неблагоприятные последствия в виде несвоевременного назначения пенсии, в том числе пенсии по потере кормильца. В этом случае заинтересованные лица вправе подать в суд административное исковое заявление о признании бездействия должностных лиц незаконным. При этом позиция судов первой и апелляционной инстанции может также поддерживать незаконное бездействия должностных лиц, основываясь на неверном определении обстоятельств.
Так, по одному из дел М.Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по области об оспаривании бездействия, выразившегося в нарушении срока оформления и представления в пенсионный отдел Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по области материалов о назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи (родителям) З.А.Н. В обоснование заявленных требований М.Л.А. указала, что является матерью З.А.Н., майора внутренней службы, преподавателя- методиста цикла практического обучения учебного центра федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по области, погибшего 9 сентября 2008 года при исполнении служебных обязанностей. В связи с данным обстоятельством истец имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца с 1 октября 2008 года, однако документы о назначении пенсии кадровым подразделением ГУ МЧС России по области оформлены и представлены в пенсионный орган только 17 ноября 2016 года. По мнению М.Л.А., незаконным бездействием административного ответчика нарушено ее право на своевременное назначение пенсии по случаю потери кормильца. Решением районного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано. Апелляционным определением решение суда первой инстанции оставлено без изменения. С судебными актами административный истец не согласилась, и подала кассационную жалобу в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.
Из пункта «б» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» следует, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются на лиц, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и семьи этих лиц. В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 названного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца (часть 2 статьи 5 названного Закона). В силу части 2 статьи 30 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 родители лиц, указанных в статье 1 данного закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
Продолжение статьи: «Признание бездействия должностных лиц кадровой службы МЧС России незаконным». |