Правоприменительная практика органов местного самоуправления в лице администраций муниципальных образований складывается так, что жилищные комиссии при администрации необоснованно отказывают в постановке на жилищный учет лиц, страдающими определенными хроническими заболеваниями. Так, в частности жилищные комиссии указывают на то, что заявитель и иные лица, проживающие в одном жилом помещении не ведут общий бюджет, поэтому отказывают в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Федеральный законодатель планирует внести изменения в ст. 51 ЖК РФ.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации» предлагается признавать нуждающимися в жилых помещениях самих граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями во внеочередном порядке. Кроме того, проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации» предлагается при определении нуждаемости граждан в жилых помещениях не учитывать помещения, признанные непригодными для проживания, так как такие помещения не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
Правоприменительная практика органов местного самоуправления в лице администраций муниципальных образований складывается так, что жилищные комиссии при администрации при признании нуждающимся в улучшении жилищных условий учитывают общую площадь других лиц зарегистрированных в одном жилом помещении, когда заявитель и члены семьи заявителя не имеют прав на данное жилое помещение. В этом случае при отказе в постановке на жилищный учет, заявитель имеет право обжаловать отказ в судебном порядке. Однако судебные тяжбы приводят к трате времени и появление расходов на оплату услуг юристов. В целях предотвращения злоупотребления правом органов местного самоуправления и предотвращения жилищных прав граждан, проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации» предлагается дополнить статью 51 ЖК РФ частью 3, установив, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения гражданина и членов его семьи в суммарную общую площадь жилых помещений не включаются жилые помещения, находящиеся в пользовании и (или) собственности иных лиц, при условии, что у гражданина и (или) членов его семьи отсутствуют права на эти жилые помещения. |