»

Права потребителей

 Другие разделы (темы, статьи, примеры) сайта:

Вправе ли потребитель (покупатель) потребовать денежные средства за купленные качественный товар? 

Все зависит того, какой товар был приобретен (технически сложный или иной товар), а также от сроков предъявления такого требования.

       Согласно ст. 18 Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011г. № 924 утвержден Перечень технически сложных товаров.

             Так, например, если Вы купили мобильный (сотовый) телефон и он Вам не понравился по цвету или дизайну, Вы имеете право расторгнуть договор и потребовать либо вернуть денежные средства, либо обменять на аналогичный товар только в течение 15 дней с момента покупки. Если же с требованием о расторжении договора купли-продажи товара Вы обратились по истечении 15 дней с момента покупки, то требования не подлежат удовлетворению, если товар технически исправен и в нем существенных недостатков.

             Под существенными недостатками в законодательстве РФ понимаются недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (ч. 2 ст. 475 ГК РФ). Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» раскрывает существенный недостаток (товара, работы, услуги) как неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» раскрывается понятие «несоразмерность расходов на устранение недостатков товара» в технически сложном товаре. Согласно п. 13 указанного Постановления ВС РФ в отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

Продавец (организация) обязана провести проверку качества товара за свой счет. Если при проверке качества будет установлено, что товар был с производственным браком, то организация обязана удовлетворить требования потребителя. Но даже если проверка качества товар покажет, что товар исправен, это не лишает право потребителя обращаться в суд с заявленными требованиями. По определению суда в таком случае будет назначена судебная товароведческая экспертиза (вид экспертизы определяется с учетом специфики товара, а также, на какие вопросы должны ответить эксперты или эксперт). Результаты экспертизы оцениваются в совокупности с другими доказательствами, поэтому не является для суда решающим заключение результаты экспертизы.

Вправе ли потребитель требовать гарантийный ремонт (безвозмездное устранение недостатков) от продавца (исполнителя)?

Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в случае нарушения установленных Законом сроков устранения недостатков товара.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Согласно ч. 6 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Таким образом, законодательство позволяет требовать безвозмездного ремонта, если недостаток возник в период действия гарантийного срока установленного производителем. А если гарантийный срок не установлен производителем, то срок установленный продавцом. Если продавцом такой срок не установлен, то требование могут быть предъявлены в течение 2 лет со дня продажи товара. Однако продавец отвечает лишь за те недостатки, которые возникли до передачи товара потребителю (производственный брак). Если же недостаток (неисправность) возникла из-за ненадлежащей эксплуатации вещи потребителем или в результате повреждения потребителем, то продавец (изготовитель) за указанные недостатки не отвечает.

Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении споров, связанных с осуществлением безвозмездного устранения недостатков (гарантийного ремонта), следует иметь в виду, что при принятии товара для проведения данного ремонта у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возникает обязательство перед потребителем по безвозмездному хранению этого товара, к которому применяются правила главы 47 ГК РФ о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом о защите прав потребителей (статья 906 ГК РФ).

Таким образом, в случае если некоторые сервисные центры по обслуживанию автомобилей на гарантийном ремонте берут плату за хранение автомобиля, то взимание такой платы является незаконным.

В какой суд подавать исковое заявление по требованиям о защите прав потребителей?

Как следует из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем. Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, так как в силу частей 7, 10 статьи 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Мировому судье подавать или в районный (городской) суд? Требования гражданского процессуального законодательства устанавливают следующие критерии.

Согласно ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

Таким образом, если цена иска (сумма исковых имущественных требований) не превышает 50 000 рублей, то дело подсудно мировому судье. В цену иска не входят судебные расходы (юридические услуги, транспортные, почтовые услуги). Если заявлено требование о компенсации морального вреда вместе с требованием имущественного характера, то дело подлежит рассмотрению мировым судьей (при цене иска не более 50 000 рублей). Если требование заявлено только о компенсации морального вреда, независимо от его размера, дело подлежит рассмотрению в районном (городском) суде. Такой вывод можно сделать из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которому дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (статьи 23, 24 ГПК РФ).

        Необходимо учитывать, что дело подсудно мировому судье (иск подается мировому судье), если цена иска не превышает 50 000 рублей. Если одновременно заявляются требования имущественного характера и компенсации морального вреда, то дело подсудно мировому судье, если имущественные требования не превышают 50 000 рублей. При этом не имеет значения, что компенсация морального вреда заявлена, например, в 1 000 000 рублей, так как требования по моральному вреду являются производными от имущественных требований по защите прав потребителей. 

Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в случае, если исковое заявление подано в суд потребителем согласно условию заключенного сторонами соглашения о подсудности, судья не вправе возвратить такое исковое заявление со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ. Судья не вправе, ссылаясь на статью 32, пункт 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, возвратить исковое заявление потребителя, оспаривающего условие договора о территориальной подсудности спора, так как в силу частей 7, 10 статьи 29 ГПК РФ и пункта 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Таким образом, даже если в кредитном договоре банк определил место рассмотрения спора по месту нахождения банка, то потребитель вправе подать иск по месту своего жительства.

Вправе ли потребитель требовать компенсации морального вреда?

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Таким образом, при установлении самого факта нарушения прав потребителя, суд может взыскать компенсацию морального вреда при заявлении исковых требований. Хотя судебная практика в этой области неоднозначна и некоторые судьи отказывают во взыскании компенсации морального вреда в связи недоказанностью нравственных страданий (если можно так выразиться, «тратой нервов»).

Взыскание штрафа в пользу потребителя или в доход государства?

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). Таким образом, если раньше взыскивался штраф в доход государства (в бюджет района (городского округа), то судебная практика поменялась, и штраф суд может взыскать в пользу потребителя. Хотя данная норма лишает суд права взыскать штраф в доход соответствующего бюджета, если требование потребителя о взыскании штрафа в его пользу не заявлялось.

Вправе ли потребитель требовать признания условий договора на оказания услуг недействительными как ущемляющими права потребителя?

Включение банками в условия кредитного договора платы за ведение ссудного счета незаконно.

Пример из судебной практики.

Б.В. и Б.И. обратились в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" (далее - Банк) о защите прав потребителей. В обоснование требований истцы указали, что 28 апреля 2008 г. между ними и Банком был заключен кредитный договор N 13289 на предоставление ипотечного кредита на приобретение квартиры. (Как гасить ипотеку материнским капиталом смотри здесь) Одним из обязательных условий выдачи денежных средств в договоре предусматривалась оплата заемщиками платежа в сумме 68000 руб. за ведение ссудного счета. Процедура открытия ссудного счета и внесения заемщиками платы за его обслуживание в указанной сумме предусмотрена бланком стандартного договора и является его обязательным условием. По мнению истцов, включение в кредитный договор условия о взимании с клиента платежа за открытие ссудного счета ущемляет установленные законом права потребителей. 20 октября 2009 г. истцы обратились к Банку с письменной претензией о возмещении расходов по оплате навязанной услуги, однако Банк отказался в добровольном порядке удовлетворить их требования.

Условие кредитного договора о возложении на потребителя обязанности оплачивать услуги Банка по ведению ссудного счета является ничтожным, потому иск потребителя о возврате уплаченной суммы может быть предъявлен в суд в течение трех лет с момента, когда началось исполнение сделки.

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствие с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. К банковским операциям статьей 5 названного Закона, в том числе отнесено, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.  

При этом по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации).
            Из Положения «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утвержденного Банком России 26 марта 2007 г. № 302-П) следует, что условием предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка) является открытие и ведение банком ссудного счета. Ссудные счета представляют собой счета, используемые для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами.
             Таким образом, ссудный счет не является банковским счетом физического лица, то есть банковской операцией, в том смысле, который следует из части 1 статьи 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», в связи с чем действия банка по открытию и ведению ссудного счета не являются банковской услугой, оказываемой заемщику, а являются обязанностью банка, носящей публично-правовой характер.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», иных нормативных правовых актов возможность взимания такого вида комиссии, как самостоятельного платежа с заемщика, не предусмотрена, в связи с чем является верным вывод суда о ничтожности данного условия договора.

Другие разделы (темы, статьи, примеры) сайта:

Наверх