Главная » 2014 » Ноябрь » 16 » Экзамен для налоговых консультантов
13:27

Экзамен для налоговых консультантов

        Действующее налоговое законодательство РФ предусматривает довольно суровую ответственность за нарушение обязательных требований и правил НК РФ. В зависимости от нарушенных норм, к налоговой ответственности могут применяться как организации, так и физические лица. Налоговое правонарушение можно совершить, как умышлено, так и по неосторожности (неграмотности). Совершение налогового правонарушения по неграмотности, в том числе физическим лицом, не освобождает от налоговой ответственности. В крупных организациях имеются штатные бухгалтеры и юристы, которые консультируют сотрудников фирмы по вопросам налогообложения. Небольшие организации обращаются к услугам аудиторов, бухгалтеров, юристов по вопросам налогообложения. На «рынке» консалтинговых, бухгалтерских, юридических услуг работает огромное количество фирм. Индивидуальные предприниматели или частные организации оказывают различные консультационные услуги, в том числе по вопросу налогообложения. Налоговое законодательство РФ является довольно запутанным и сложным для понимания. Кроме того, по некоторым спорным вопросам однозначного ответа в Налоговом кодексе РФ не найдешь. В этом случае необходимо применять навыки различных видов толкования норм, в том числе системного толкования правовых актов. Уровень профессиональной квалификации сотрудников ряда частных фирм, оказывающих бухгалтерские услуги, оставляет желать лучшего. Совершение налогоплательщиком неверных действий, основанных на ошибочной налоговой консультации (например, уплата налога по УСН), может привести к налоговому правонарушению. В свою очередь совершение налогового правонарушения может повлечь налоговую ответственность. 

      Настало время, когда государство намерено упорядочить сферу бухгалтерских услуг и налоговых консультаций. В Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона «О налоговом консультировании». Сразу хочу сказать, что до вступления вышеуказанного федерального закона далеко, так как вопрос о рассмотрении закона в первом чтении пока отложен в парламенте. Федеральный закон «О налоговом консультировании» сконструирован почти по такому же принципу как Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В чем же сходство двух федеральных законов? Федеральным законом «О налоговом консультировании» вводятся следующие понятия:

  •  «налоговое консультирование»;
  •  «государственный реестр налоговых консультантов, налоговых консультаций»;
  •  «имущественная ответственность членов саморегулируемой организации налоговых консультантов»;
  •  «квалификационный аттестат налогового консультанта»;
  •  « Кодекс профессиональной этики налоговых консультантов»;
  •  «консультируемые лица»;
  •  «налоговый консультант»;
  •  «налоговая консультация»;
  •  «саморегулируемая организация налоговых консультантов»;- «федеральные стандарты деятельности в области налогового консультирования».

        Даже из вышеуказанных понятий становится понятно, что вводятся стандарты налогового консультирования, вводятся требования к квалификации налоговых консультантов, вводится ответственность налоговых консультантов.

       Статья № 4 Проекта  Федерального закона «О налоговом консультировании» предусматривает основные принципы налогового консультирования. Налоговое консультирование должно основываться на принципах законности, добровольности, профессионализма, добросовестности, независимости и конфиденциальности. Таким образом, налоговый консультант не вправе рекомендовать  незаконные советы, как по неграмотности, так и намеренно. Налоговый консультант не вправе разглашать данные, ставшие ему известные в процессе налогового консультирования.

        Статья № 5  Проекта  Федерального закона «О налоговом консультировании» раскрывает права и обязанности налоговой консультации и налогового консультанта. Налоговое консультирование производится налоговым консультантом или налоговой консультацией на основании заключенного договора о налоговом консультировании. На практике в действительности так  и происходит. Налоговые консультанты вправе получать у консультируемого лица устные или письменные пояснения в процессе консультирования. Налоговый консультант вправе отказаться от дачи налоговой консультации, если не будут представлены необходимые документы, а также в иных случаях предусмотренных договором. Договором о налоговом консультировании могут быть предусмотрены основания для отказа дачи консультации. Например, налоговый консультант вправе отказаться от дачи консультации при заведомо противозаконной позиции консультируемого лица. Налоговый консультант вправе с согласия контролируемого лица привлекать на договорной основе других консультантов или экспертов. Некоторые вопросы действительно бывают спорными, поэтому иногда сложно прийти к единому мнению по тому или иному вопросу налогообложения. В этом случае можно будет привлечь налоговых экспертов.

      У налогового консультанта предусмотрены не только права, но и обязанности. Налоговый консультант обязан соблюдать требования законодательства РФ. Имеется в виду как требования, предъявляемые к самому налоговому консультанту, так и требования действующих нормативных актов. Так, одним из общезапрещающих нормативных актов является уголовный кодекс РФ. Исходя из требований УК РФ, налоговому консультанту прямо запрещено давать консультации, указывающие на схемы ухода от уплаты налогов в бюджет различных уровней.

        Налоговый консультант обязан своевременно сообщить о невозможности осуществить налоговое консультирование или сообщить о необходимости привлечения налоговых экспертов. Налоговой консультант обязан будет проходить контроль качества работы Налоговый консультант, в частности обязан будет предоставлять необходимые документы уполномоченному федеральному органу или саморегулируемой организации налоговых консультантов. Налоговый консультант по требованию консультируемого лица обязан будет предоставить квалификационный аттестат налогового консультанта,  информацию о своем членстве в саморегулируемой организации налоговых консультантов. Налоговый консультант обязан будет повышать квалификацию не реже одного раза в два календарных года. Продолжительность обучения не может быть менее 72 часа.

        Статья № 6  Проекта  Федерального закона «О налоговом консультировании» раскрывает права и обязанности консультируемого лица. Клиенты налогового консультанта имеют право на получение налоговой консультации в порядке и на условиях, установленных договором о налоговом консультировании. Консультируемые лица имеют право сообщать в саморегулируемую организацию налоговых консультантов о некачественном налоговом консультировании. Требования к налоговым консультантам будут предъявлены как адвокатам. За нарушение требований, действующего законодательства РФ или нарушения федеральных стандартов  налоговый консультант может быть привлечен к ответственности в виде прекращения статуса налогового консультанта. Клиенты налогового консультанта имеют право требовать сохранения тайны налогового консультирования.  

     Налоговый консультант независим в своей деятельности по консультированию. При этом у налогового консультанта запрещается требовать документы и сведения, предоставленные ему клиентами, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ.

        Проект  Федерального закона «О налоговом консультировании» регулирует вопрос охраны тайны налогового консультирования. Тайну налогового консультирования составляют сведения, полученные налоговым консультантом, за исключением сведений о вознаграждении налогового консультанта или о самом факте заключения договора. Не могут составлять тайну налогового консультирования сведения, разглашенные самим клиентом налогового консультанта.

       Федеральный закон «О налоговом консультировании», если он будет принят потребует разработки федеральных стандартов оказания налоговых консультационных услуг. Саморегулируемые организации налоговых консультантов также должны будут разработать внутренние стандарты, определяющие качество оказания налоговых консультаций.

       Налоговые консультанты или налоговые консультации обязаны будут состоять в саморегулируемой организации налоговых консультантов. Любая саморегулируемая организация, будь-то сообщество независимых оценщиков или арбитражных управляющий непосредственно не оказывает какие-либо услуги. Саморегулируемая организация финансируется за счет членских взносов и других незапрещенных законом источников финансирования. Саморегулируемая организация налоговых консультантов также будет финансироваться за счет членских взносов ее участников.  Таким образом, налоговые консультанты и налоговые консультации обязаны будут платить членские взносы. В свою очередь уплата членских взносов приведет к дополнительным материальным затратам налоговых консультантов. Однако налоговые консультации или налоговые консультанты не могут работать в себе в убыток, поэтому возрастет стоимость налоговых консультаций. С ростом стоимости налоговых консультаций должно улучшиться качество налогового консультирования. По задумке Проекта федерального закона на «рынке» консультационных услуг в сфере налогообложения должна остаться квалифицированные специалисты. 

       Физическое лицо приобретает статус налогового консультанта при наличии действующего квалификационного аттестата с обязательным нахождением   в саморегулируемой организации налоговых консультантов и соответствующее иным требованиям, предусмотренным Федеральному закону «О налоговом консультировании».

        Статус налоговой консультации приобретает юридическое лицо, созданное в форме коммерческой организации для осуществления деятельности  по налоговому консультированию, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов, имеющее  численность налоговых консультантов, являющихся работниками налоговой консультации на основании трудовых договоров, не менее трех, и соответствующее иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом (ст. 9 Проекта  Федерального закона «О налоговом консультировании»). При этом статус налогового консультанта или налоговой консультации  приобретается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр налоговых консультантов или налоговых консультаций.

        Квалификационный аттестат налогового консультанта выдается при условии успешной сдачи лицом, претендующим на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, квалификационного экзамена (ст. 10 Проекта ФЗ). У квалификационного аттестата не будет срока действия. Однако налоговый консультант обязан будет не менее одного раза в два годы повышать свою квалификацию. По крайне мере подтверждать тот уровень теоретических знаний, который предъявлен к налоговым консультантам. Типы, формы квалификационного аттестата налогового консультанта будут утверждаться уполномоченным федеральным органом. Как указывается в самом Проекте федерального закона, уполномоченным органом будет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов. На уровне районов (городов) контрольные функции исполняют налоговые инспекции. На уровне субъектов РФ контрольные функции исполняют Управления Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту РФ. На уровне всей страны контрольные функции исполняется Федеральная налоговая служба. Думается, что именно  Федеральная налоговая служба должна будет разработать  типы, формы квалификационного аттестата. Если Проект федерального закона вводит различные типы формы квалификационных аттестатов, то соответственно разные типы аттестата будут подтверждать различный уровень профессиональных знаний налогового консультанта. В противном случае, с какой целью законодатель разделяет квалификационный аттестат на типы. 

       Налоговые консультанты обязаны будут сдавать квалификационный экзамен. К сдаче квалификационного экзамена  допускаются лица, имеющие высшее образование, подтвержденное документом о высшем образовании, признаваемым в Российской Федерации. Лицо, претендующее на сдачу квалификационного экзамена должно иметь высшее юридическое или экономическое образование и стаж работы по специальности не менее одного года. Если претендент на сдачу квалификационного экзамена имеет иное высшее образование, то у него должен быть стаж в сфере экономики, финансов или налогообложения не менее 2 лет.

      В Проекте Федерального закона «О налоговом консультировании» раскрывается перечень должностей (специальностей), включаемых в стаж работы, необходимых для сдачи квалификационного экзамена. Перечень довольно большой, поэтому весь список приводить не имеет смысла. В Перечне указаны должности от судьи до адвоката, аудитора, бухгалтера, юрисконсульта. Поэтому необходимо иметь, как минимум, стаж работы юрисконсультом или бухгалтером, чтобы быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена.

       Проектом  Федерального закона «О налоговом консультировании» предусмотрен перечень оснований, которые являются препятствием к сдаче  квалификационного экзамена. В перечень входит такое основание как признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. К сдаче квалификационного экзамена также не допускаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления (п. 3 ст. 10 Проекта федерального закона).

      Квалификационный экзамен будет проводиться образовательными организациями (учреждениями) высшего образования, зарегистрированными на территории Российской Федерации и аккредитованными уполномоченным федеральным органом (п. 4 ст. 10 Проекта федерального закона). Образовательные учреждения должны будут разработать учебные программы, а также примерный перечень экзаменационных вопросов. Потребуется время для разработки образовательных программ и минимальных требований к сдаче квалификационного экзамена.

      Проектом  Федерального закона «О налоговом консультировании» предусмотрен переходный период отдельных положений его действия. После вступления в силу   Федерального закона «О налоговом консультировании»  до 01.01.2017г. налоговые консультанты вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию без квалификационного аттестата налогового консультанта. Таким образом, законодательство позволит постепенно адаптироваться к новым требованиям, предъявляемым к налоговым консультантам.

    

Категория: Правовые новости | Просмотров: 2596 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]