Другие разделы (темы, статьи, примеры) сайта:

Обжалование действий должностных лиц

        Если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо еще не привлечено к административной ответственности (не вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, вынесено только предписание об устранении нарушений обязательных требование, то такое предписание, возможно, обжаловать в судебном порядке.

         Заявление об оспаривании предписания должностного лица (признание его недействительным) подается в арбитражный суд по месту нахождения государственного органа. Так как такое заявление подается по общим правилам искового производства, то к такому заявлению предъявляются следующие требования:

  1. В заявлении указывается наименование арбитражного суда, в который оно подается (полное наименование и адрес) ;
  2. В заявлении указывается наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
  3. В заявлении указывается наименование заинтересованного лица, его место нахождения или место жительства (По такой категории дел должностные лица не являются надлежащими ответчиками, так как выносит предписание государственный орган в лице должностного лица. Таким образом, например, если предписание вынесено Главным государственным инспектором отдела надзорной деятельности по пожарной безопасности, то надлежащим ответчиком будет являться Главное Управление МЧС по соответствующему субъекту РФ);
  4. название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий (если как такового названия нет у аспариваемого акта, то необходимо его писать по смыслу из акта);
  5. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием) (ссылки на федеральные законы, указы президента, постановления правительства, стандарты, правила, СНиПы, Госты);
  6. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  7. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (например, признать предписание незаконным или недействительным, в том числе частично или полностью);
  8. В заявлении указывается требования заявителя к заинтересованному лицу со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства, на которых основаны заявленные требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  9. В заявлении указывается перечень прилагаемых документов.

К заявлению прикладываются следующие документы:

           К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства. (Как оспорить отказ постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по программе "Молодая семья" можете узнать здесь)

          Имейте в виду, что акт проверки на соблюдение требований не обжалуется, так как акт сам по себе не возлагает каких-либо обязанностей на проверяемое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. 

      В рамках одной проверки проверяющим органом может выявлено несколько однородных или неоднородных  нарушений требований законодательства, поэтому если заявитель считает, что предписания вынесены незаконно, то заявитель признать недействительными все предписания (перечисленные пункты в предписании). Например, отсутствуют обозрения категории огнестойкости на двери в помещении № 1, в помещении № 2, в помещении №3. В этом случае заявляются требования о признания недействительным предписания по каждому выявленному нарушению в помещении № 1, 2, 3, если заявитель считает их незаконными.        

Право заявителя на обеспечительные меры по такой категории дел.

          По письменному ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Как следует из Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004г. № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» с учетом содержания части 2 статьи 90 АПК РФ в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя. Не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Необходимо иметь в виду, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.

            Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна.

            Сроки обращений с заявлением на обжалование предписания об устранении выявленных нарушений.

        Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. В настоящее время федеральные законы, устанавливающие иные правила (иные сроки подачи заявления), не выявлены. Такое разъяснение приводится в Письме ВАС РФ от 25.05.2004г. № С1-7/УП-600 «О федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами».

           Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Законодательство не раскрывает уважительные причины для подачи такого заявления, но к юридическим лицам требование жесткие. Не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче заявления, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением.

Основание вынесение арбитражным судом решения признание предписания или иного ненормативного правового акта недействительным.

         В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

          Законодательство предусматривает специальные основания, так называемые процедурные нарушения при признании действий (бездействий) государственных органов недействительными. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относятся следующие нарушения требований:

           В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

   Административное законодательство РФ жестко регламентирует порядок проведения административных проверок, а также порядок привлечения к административной ответственности за выявленные административные правонарушения. Грубое нарушение порядка проведения проверки может являться основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности. Однако ошибки в акте проверки или в протоколе, не могут являться основанием для отмены постановления административного органа или постановления суда, если факт совершения административного правонарушения установлен в ходе проведения проверки.

    Указание в распоряжении о проведении внеплановой, в том числе проверки не по юридическому адресу, а по адресу осуществления фактической деятельности не является основанием полагать, что проверка проводилась незаконно. При обжаловании постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, а в случае привлечения к административной ответственности самим судом, суд проверяет полномочия должностных лиц проводивших проверку и полномочия должностного лица, вынесшего распоряжение о проведении проверки. Наличие неточностей в наименовании юридического лица в распоряжении о проведении проверки также не являются основаниями признавать постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, когда имеются иные данные позволяющие идентифицировать юридическое лицо. Законным представителем юридического лица является его исполнительный орган. Чаще всего исполнительным органом является директор, действующий на основании учредительных документов. Однако если копия распоряжения о проведении плановой или внеплановой проверки получена не лично директором, то это не означает, что юридическое лицо было ненадлежаще извещено о проведении проверки. Иные должностные лица юридического лица действуют на основании доверенности, выданной от имени юридического лица. Когда полномочия должностного лица подтверждены доверенностью, должностное лицо вправе действовать от имени юридического лица, в том числе получать копии распоряжения о проведении проверки.

      Факты анонимного сообщения в административный орган, в том числе в Управление ФМС о нарушении миграционного законодательства не могут свидетельствовать о незаконности внеплановой проверки, так как административный орган вправе проводить проверки для выявления фактов нарушения законодательства, в том числе миграционного законодательства РФ, по соблюдению требований пожарной безопасности, налогового законодательства РФ.

    Административный орган или судебный орган вправе устанавливать вину в нарушении требований законодательства с помощью любых средства доказывания достоверно свидетельствующих о наличии или отсутствии события административного правонарушения. При этом приобщенные к материалам дела объяснения физического лица как лица выполняющего работу у индивидуального предпринимателя не может свидетельствовать недопустимости такого доказательства.

      Такие выводы следуют из анализа судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Поэтому для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным или признания предписания недействительным необходим действительно веские основания с хорошей доказательной базой.  

Жми на предыдущую страницу: "предпринимателю"...

Другие статьи, темы сайта: