Жилищная программа Молодая семья

    Государство, гарантируя каждому доступное и комфортное жилье, на сегодняшний день на территории РФ реализует местные (районные, городские) программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Однако на «местном муниципальном уровне» не всегда удается воспользоваться такой  программой из-за формального подхода чиновников к вопросу о нуждаемости или ненуждаемости в улучшении жилищных условий (далее по тексту муниципальные программы «Молодая семья»).

        Рассмотрим общие условия и основания участия в таких программах по улучшению жилищных условий.

        Для участия в муниципальной программе «Молодая семья» необходимо обратиться с заявлением в орган местного самоуправления (администрацию города (района)) по месту постоянной регистрации (прописки) по месту жительства. Форма заявления должна быть в отделе (у специалиста) администрации города (района). Для того чтобы участвовать в муниципальной программе по улучшению жилищных условий необходимо доказать нуждаемость в улучшении жилищных условий. В органах местного самоуправления (администрации города, района) утверждены учетные нормы общей площади на одного человека. В каждом городе или районе утверждены свои учетные норма (где-то 8 кв.м. на 1 человека, где-то 9 или 10 или 15 кв.м. на 1 человека). Таким образом, необходимо, чтобы на Вас приходилось менее учетной нормы по квадратным метрам в Вашем городе (районе).

         Примерный перечень документов, предоставляемых в администрацию города (района):

1. Заявление;

2. Справка о составе семьи заявителя;

3. Поквартирная карточка (копия);

4. Свидетельство о рождении всех детей (копии);

5. Свидетельство о заключении брака (копия, в случае имеется заключенные брак на момент подачи заявления);

6.  Справка из органа, ведущего учет прав собственности до 1998г. (обычно это органы технической инвентаризации, например БТИ) о наличии (отсутствии) прав собственности на жилые помещения у заявителя, членов семьи заявителя (детей, супруга), а также иных челнов семьи (лиц зарегистрированных с заявителем);

7. Выписка из ЕГРП о наличии (отсутствии) прав собственности на жилые помещения у заявителя, членов семьи заявителя (детей, супруга), а также иных челнов семьи (лиц зарегистрированных с заявителем).

        Данный перечень не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае администрация вправе запросить у заявителя иные документы по условиям местной муниципальной программы по улучшению жилищных условий, в том числе затребовать их самостоятельно из государственных (муниципальных) органов (учреждений). Так как по условиям муниципальных программ «Молодая семья» субсидия на приобретения жилья предоставляется в процентах от общей стоимости жилого помещения, то возможно затребуют сведения о средней заработной платы всех членов семьи.      

      Теперь рассмотрим на примере расчет в нуждаемости в улучшении жилищных условий.

      Заявитель А., её муж М., совместные малолетние дети П.,Н.,С. зарегистрированы (прописаны) у матери А., Л. в жилом доме, общей площадью 28 кв.м. Жилой дом принадлежит на праве собственности Л. на основании свидетельства о праве на наследство по закону. В жилом доме зарегистрированы: родной брат А., Ч, родная сестра А., Д. Члены семьи А., муж М.,   малолетние дети П.,Н.,С. не имеют на праве собственности жилые помещения.   

        Постановлением администрации города ЧЧЧ. утверждена учетная норма по обеспеченностью общей площадью в жилом помещении в размере 10 кв.м. на 1 человека.

     Таким образом, общее количество зарегистрированных (прописанных) в жилом доме составляет: А., М., П., Н. С., Л., Ч., Д. = 8 человек.

       Общая площадь в жилом доме: 28 кв.м.

       Количество общей площади на 1 человека приходится: 28 кв.м. : 8 человек = 3,5 кв.м.

      Таким образом, на каждого члена семьи А. приходится 3, 5 кв.м., что менее учетной нормы в городе ЧЧЧ.

       После предоставления «пакета» документов заявителем А. в администрацию города ЧЧЧ., жилищная комиссия при администрации должна вынести решение о признании А.  нуждающейся в улучшении жилищных условий, либо об отказе для дальнейшего участии в муниципальной программе «Молодая семья».

       В нашем примере должно быть «положительное» решение о признании А. нуждающейся в улучшении жилищных условий. На практике бывают не такие простые случаи, когда собственность имеется долевая у заявителя или членов семьи заявителя, когда заявитель и члены его семьи зарегистрированы в одном месте, а фактически проживают в другом, в том числе арендуют (снимают) жилье. По указанным основаниям органы местного самоуправления отказывают гражданам в постановке на учет в качестве нуждающимся в улучшении жилищных условий. Граждане вынуждены обращаться в суд об обжаловании решений органов местного самоуправления. Но об этом будем говорить отдельно.  

      Далее орган (отдел) администрации формирует списки участников программы «Молодая семья». Ежегодно выделяются средства из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципальных бюджетов для реализации подпрограмм «Молодая семья». Как только на гражданина (группу граждан) выделяют средства (подходит его очередь), ему выдают свидетельство о праве на субсидию для приобретения жилья. По условиям программ у гражданина должны быть собственные средства (определенный процент от стоимости приобретаемого жилья), а остальные будут приобретены за счет субсидии по программе «Молодая семья».  Продавцу при продаже жилого помещения за счет средств субсидии денежные средства будут перечислены со специального блокированного счета на его счет. Все существенные условия должны быть оговорены в договоре купли-продажи. Об основных правилах купли-продажи жилого помещения шла речь в разделе «Недвижимость». Если же намерены купить жилье за счет средства материнского (семейного) капитала, то Вам сюда, а если за счет ипотеки с материнским сюда

       А что делать, если орган местного самоуправления (администрация) отказывает признать нуждающимся в улучшении жилищных условий? Необходимо обжаловать такой отказ в судебном порядке.

      Заявление подается в районный (городской) суд по месту нахождения органа местного самоуправления (администрации города (района). Такая категория дел рассматривается по правилам дел, возникающих из публичных правоотношений. То есть при рассмотрении дела суду достаточно установить факт того, что решение органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы гражданина. В этом случая суд признает решение (постановление) органа местного самоуправления незаконным. Таким образом, в просительной части заявление необходимо требовать признать решение (постановление) администрации города (района) незаконным, а также обязать принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в муниципальной программе «Молодая семья». Если суд при рассмотрении дела установит, что имеется спор о праве (например, будет оспариваться само право на участие в программе «Молодая семья» или иной спор), то суд выносит определение об оставлении его без движения и разъясняет заявителю о переоформлении заявления в «исковое заявление». В таком случае необходимо сразу оформлять заявление в виде «искового заявления» и это не будет нарушением подачи заявления, так как вид производства от этого не меняется. При этом если суд устанавливает спор о праве, он будет рассматривать по правилам искового производства.

     Срок для обращения в суд с заявлением о признании постановления (решения) органа местного самоуправления составляет три месяца со дня когда, заявитель узнал или должен быть узнать о нарушенных жилищных правах, то есть с момента получения постановления (решения) жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.  Пропущенный по уважительной причине срок можно восстановить в судебном порядке. Если суд признает причину пропуска срока неуважительной, то отказывает в удовлетворении требований.   

      По такой категории дел (при отсутствии спора о праве) обязанность доказать законность вынесенного решения возлагается на орган местного самоуправления (администрацию города (района)). То есть заявителю не нужно предоставлять доказательства незаконности решения (постановления). По такой категории дел госпошлина составляет 200 рублей (300 рублей с 01.01.2015г.). О праве на льготы по оплате госпошлины было рассмотрено в разделе «Налоги».

       В качестве доказательств обязательно предоставляется копия решения (постановления) об отказе в постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также иные доказательства обосновывающие позицию заявителя (весь «пакет» документов, предоставляемых для участия в муниципальной программе «Молодая семья»).

        Теперь рассмотрим на примере необоснованный отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

     Заявитель А., ее муж М., их совместный малолетний ребенок В. зарегистрированы в квартире. Квартира принадлежит на праве общей деловой собственности: М. принадлежит 1/3 доля, родному брату М., К. 1/3 доля, отцу М., Ч. 1/3 доля. Общая площадь квартиры 61 кв.м.

      Заявитель А.,   ее муж М., их совместный малолетний ребенок В. фактически в указанной квартире не живут, одной семьей с иными собственниками квартиры общего бюджета не имеют. Заявитель А.,   ее муж М., снимают другую квартиру по договору аренды.

      Постановлением администрации города РРР. утверждена учетная норма в размере 12 кв.м. на 1 человек.

      Администрация города РРР. отказала заявителю А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по следующим основаниям:

       Общая площадь квартиры 61 кв.м.

      Количество зарегистрированных лиц: 5 человек.

Общая площадь на 1 человека приходится: 61 кв.м. / 5 человек = 12,2 кв.м.

        Так как общая площадь на 1 человека приходится 12,2 кв.м., что больше учетной нормы, утвержденного администрацией города РРР.

       Такой вывод администрации города РРР. является ошибочным.

       Мужу М. заявителя А. принадлежит только 1/3 доля, таким образом, мужу М. принадлежит площадь 61 кв.м. /3 = 20,33 кв.м.

20,33 кв.м. / 3 (количество членов семьи заявителя А.) = 6,77 кв.м.

Таким образом, на каждого члена семьи заявителя А. приходится 6,77 кв.м., что менее учетной нормы в городе ЧЧЧ.

      Правовым основанием расчета является ст. 247 ГК РФ, в силу которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

         Данный отрывок из правоприменительной практики является примером и не говорит о безусловном основании признании аналогичных решений (постановлений) незаконными судом, так как обстоятельства дела могут быть иными, либо позиция заявителя будет являться не совсем верной.

Однако данный пример показывает формальный подход органов местного самоуправления в вопросе признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

       Условия подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2014-2020 годы в Челябинской области.

        Основным условием участия в подпрограмме по улучшению жилищных условий «Молодая семья» является признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в Челябинской области будет действовать в период с 2014г. по 2020г. Участие в подпрограмме по улучшению жилищных условий «Молодая семья» происходить на добровольной основе, то есть на основании поданных заявлений в администрации районов (городов). Заявления на участие в подпрограмме по улучшению жилищных условий «Молодая семья» местные органы власти будут принимать до 01.09.2019г. Из каких источников будут финансироваться мероприятия на реализацию подпрограммы по улучшению жилищных условий «Молодая семья»? Финансирование будет как из средств областного, федерального, местного бюджетов, так из собственных средств заявителей, в том числе ипотечных средств на приобретения жилья. Таким образом, по условиям подпрограммы улучшения жилищных условий «Молодая семья» часть средств на оплату, приобретаемого жилья должна быть у молодой семьи.

        На что можно будет направить средства субсидии в рамках подпрограммы улучшения жилищных условий «Молодая семья»:

  •  на покупку жилого помещения, исходя из цены в договоре купли-продажи жилого помещения;
  •  на оплату цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
  •   на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
  •  на оплату последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива;
  •  на оплату основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011г. За счет средств субсидий не погашаются пени, штрафы или иные комиссии за просрочку платежей по кредитам (займам).

       Вторым основным условием участия в подпрограмме по улучшению жилищных условий «Молодая семья» является наличие собственных средств на покупку жилья. Средства у молодой семьи могут быть как наличные, в том числе на счете (вклад) в банке, так и кредитные средства. В качестве собственных средств можно использовать средства материнского (семейного) капитала.

       Все совершеннолетние члены молодой семьи, как участники подпрограммы по улучшению жилищных условий  обязаны будут предоставить свое согласие на обработку персональных данных.

        Как продавец может узнать, что покупатели являются участниками (имеющие право на получение субсидии) подпрограммы по улучшению жилищных условий «Молодая семья»? Право на получение субсидии подтверждается именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Названное свидетельство выдается муниципалитетом в лице уполномоченного органа (например, Управлением (комитетом) архитектуры и строительства). При этом свидетельство о предоставлении субсидии ценной бумагой не является.

        Свидетельство  о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома сдается в банк. Однако не в любой банк можно сдать свидетельство на получение субсидии. Одним из банков, имеющим право работать со свидетельствами о получении субсидии является ОАО «Сбербанк России». В банке на имя владельца свидетельства о получение субсидий открывается специальный счет. Поэтому молодая семья обязана заключить договор банковского счета с банком.

      В каком размере или точнее, сколько процентов от стоимости приобретаемого жилья можно будет получить по свидетельству о получении субсидии? Процент перечисления субсидии зависит количества детей у молодой семьи. Тем самым государство планирует улучшить демографическую ситуацию в Челябинской области. Для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей, размер субсидии составит не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья. Для молодой семьи не имеющих детей, размер субсидии составит не менее 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

         Какая категория молодых семей имеют право участвовать в подпрограмме по улучшению жилищных условий «Молодая семья»? Хотя бы один из супругов должен быть гражданином России. Молодая семья, имеющая одного и более детей или молодая семья, не имеющая детей, а также молодая семья, состоящего из одного родителя, являющегося гражданином России.  На день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение субсидии  в планируемом году возраст каждого супруга или молодого родителя в одинокой семье не должен превышает 35 лет. При этом не имеет значения, что на момент участия в подпрограмме улучшения жилищных условий «Молодая семья» участникам программы еще не исполнилось 35 лет. Достижения одним из участников подпрограммы улучшения жилищных условий «Молодая семья» возраста 35 лет является основанием для исключения из списка участников подпрограммы. Сводный список участников подпрограммы, которым предоставляется субсидия в очередном году, утверждается Правительством Челябинской области.

        Администрация района (города) должна принять решение о признании заявителя и членов его семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий, либо семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г. В случае отказа в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, молодая семья не вправе участвовать в подпрограмме.

      Муниципалитет в лице уполномоченного органа на основании представленных документов должен определить достаточность собственных средств молодой семьи для осуществления оплаты, приобретаемого жилья. В качестве документов могут быть представлены справки о заработной плате, справки об остатке денежных средств на счете (вклад) в банке, а также справки об остатке средств материнского (семейного) капитала, а также иные документы.

         Заявитель, как участник подпрограммы улучшения жилищных условий «Молодая семья» должен предоставить копии паспортов всех членов семьи, а также копию свидетельства о заключении брака. Семья, состоящая из одного молодого родителя, свидетельство о браке не предоставляет.  Если молодая семья гасит жилищную ипотеку, то необходимо предоставить свидетельство о государственной регистрации права (копия), а также копия кредитного договора, заключенного не ранее 01.01.2006г. и не позднее 31.12.2010г. (включительно). Кроме того, необходимо предоставить из банка или иной организации справку об остатке основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Заявление по соответствующей форме об участии в подпрограмме может подать любой совершеннолетний член семьи. Если заявление подается представителем, то необходимо предоставить копию нотариально-удостоверенной доверенности.  

        После того как все документы заявителем будут представлены, в том числе решение о признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, уполномоченный муниципальный орган в течение 10-ти календарных дней принимает решение о признании участником подпрограммы, либо об отказе в признании участником. Основанием для отказа в признании участником может быть несоответствие требованиям подпрограммы, а также непредставление всех документов или сведения в них недостоверные. Не допускается повторное участие молодой семьи, если ей ранее предоставлялась субсидия на приобретение жилья. Ограничение на пользование субсидией на приобретение жилья распространяется и в том случае, если ранее предоставлялась субсидия из бюджетов разных уровней по иным основаниям (например, субсидии на приобретении жилья как инвалиду). Если молодой семье отказали в признании ее участником программы по каким-либо основаниям, то заявитель вправе подать повторное заявление после устранения причин отказа.

      Многие молодые семьи – участники подпрограммы по улучшению жилищных условий задают вопрос – сколько ждать получение субсидии на приобретение жилья? Какие-либо определенных сроков нет, так как все зависит от размера средств, выделяемых из разных уровней бюджета на очередной финансовый год. Чем больше участников подпрограммы и чем меньше выделяемых средств на очередной год, тем больше придется ждать. Список молодых семей – участников подпрограммы формируется в хронологическом порядке с даты признания ее участником подпрограммы. Поэтому чем раньше молодую семью признали участником подпрограммы, тем лучше. Так как можно наедятся, что быстрее дойдет очередь на предоставление субсидии.   

         После того как будет известен лимит бюджетных средств, выделяемых из бюджетов разных уровней, в течение 5-ти дней муниципалитет в лице уполномоченного органа уведомляет молодую семью – участника подпрограммы о необходимости предоставить документы для получения свидетельства о получении субсидии на улучшение жилищных условий. Те же самые документы должны быть представлены в течение одного месяца с момента получения Уведомления. Если документы не будут представлены в срок, то это будут являться основанием для исключения из участников подпрограммы.

           Если все необходимые документы представлены и из этих документов видно, что право на участие в подпрограмме молодой семьей – участником не утрачено, то уполномоченный орган оформляет свидетельство на получение субсидии в течение двух месяцев. Для получения свидетельства о получении субсидии на приобретение жилья необходимо подать заявление в произвольной форме. После выдачи свидетельства, между молодой семьей и уполномоченным органом заключается договор о сотрудничестве в целях реализации условий подпрограммы на улучшение жилищных условий. Если участником подпрограммы по каким-либо причинам утрачено свидетельство или испорчено, то участник вправе получить новое свидетельство.

       Свидетельство на право получения субсидии на приобретение жилья имеет срок действия как для владельца свидетельства, так и для банка, в котором оно находится. Срок действия свидетельства с даты выдачи свидетельства составляет два месяца. Не позднее истечения двух месяцев с момента выдачи свидетельства, владелец должен сдать свидетельство на получение субсидии в банк. Для банка срок действия свидетельства составляет девять месяцев со дня выдачи. Если два месяца истекли со дня его выдачи, то банк такое свидетельство не принимает. В этом случае владелец свидетельства на получение субсидии вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о замене свидетельства. Если персональные данные соответствуют паспортным данным владельца свидетельства, то банк открывает счет на имя владельца. Между банком и владельцем свидетельства заключается договор банковского счета.

     Как происходит оплата по договору купли-продажи жилого помещения, приобретаемого за счет средств субсидии? Владелец свидетельства на право получения субсидии имеет право заключить договор купли-продажи жилого помещения, как с физическим лицом, так и с юридическим лицом. Жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом должен соответствовать санитарным норам и техническим требованиям. Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории того муниципального образования, в котором выдано свидетельство на право получение субсидии. Жилое помещение можно приобретать как на первичном рынке, так и на вторичном рынке недвижимости. Общая площадь жилого помещения, приобретаемого за счет средств субсидии на каждого члена семьи не должна быть менее учетной нормы, утвержденной органом местного самоуправления.

     Продолжение смотри здесь. 

      Возникли вопросы по этой теме, тогда задай вопрос бесплатно на форуме  (Нужно зарегистрироваться).

Категория: Юридическая рубрика | Добавил: Administrator (2013-05-23) |
Просмотров: 11055 | Теги: жилое помещение, жилье, молодая семья, суд
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх