Административная ответственность юридического лица

       Из административного законодательства РФ, в частности из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения (в форме действия или бездействия), если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.

      Административный орган, привлекая юридического лица к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ или иным законом субъекта РФ должен не только установить события административного правонарушения, но и должен установить, что юридическое лицо имело возможность соблюсти нормы  и правила, но необходимых мер юридическое лицо не предприняло.

      В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, в том административный орган, в производстве которого находится административное дело, устанавливает следующие факты:

  •   наличие (отсутствие) события административного правонарушения;
  •  виновность, в том числе юридического лица;
  •  другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного  дела.

   Из ч. 2 вышеуказанной статьи КоАП РФ следует, что средствами доказывания по административному делу являются:

  •  протокол об административном правонарушении (другие протоколы);
  •  письменные объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении;
  •  показания свидетелей;
  •  показания потерпевших (при их наличии);
  •  письменное экспертное заключение;
  •  вещественные доказательства по делу;
  •  показания различных технических приборов (средств измерения);  
  •  собранные по делу документы.

     При этом доказательства, полученные с нарушением требований, действующего законодательства РФ, юридической силы не имеют.

    По действующему административному законодательству РФ основанным доказательством по административному делу является протокол об административном правонарушении.

    В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении – полное и сокращенное наименование юридического лица, юридических адрес юридического лица. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, законному представителю юридического лица разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, делается соответствующая отметка (запись) в протоколе. После составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с содержанием протокола. Если какие сведения в протоколе указаны неверно или не соответствуют действительности, законный представитель в самом протоколе может написать возражения, замечания, пояснения. Если замечаний (возражений) много, то они могут быть изложены на отдельном листе. Представленные замечания (возражения) обязательно должны быть приобщены к материалам административного дела.     

     О составлении протокола об административном правонарушении, в том числе о времени и месте составления протокола административный орган обязан заблаговременно известить законного представителя юридического лица. Факт надлежащего извещения представителя юридического лица должен подтверждаться документами (доказательствами), которые достоверно отражают дату, время извещения. Например, такими документами могут быть почтовое уведомление о вручении корреспонденции с описью вложения, экземпляр письменного сообщения об извещении с отметкой представителя (расшифровка ФИО, должности) юридического лица о дате, времени вручения. Юридическое лицо должно извещаться по месту юридического адреса, а при наличии сведений о фактическом адресе, также по фактическому адресу. Законный представитель (руководитель, иное лицо, действующее без доверенности) также должен извещаться по месту нахождения исполнительного органа юридического лица. Если имеются сведения о месте регистрации по месту жительства руководителя юридического лица, то необходимо извещать по месту регистрации по месту жительства. Таким образом, административный органа обязан принять все возможные меры для надлежащего извещения юридического лица и законного представителя юридического лица (руководителя). Только при наличии надлежащих доказательств, подтверждающих извещение юридического лица и законного представителя необходимо составлять протокол об административном правонарушении. При отсутствии сведений о надлежащем извещении, необходимо перенести дату составления протокола, если законный представитель не явился. Об отложении рассмотрения дела, в том числе о переносе даты и времени рассмотрения дела должно быть вынесено определение. В противном случае будут нарушены права юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Например, будет нарушено право предоставить пояснения, заявить устные ходатайства, право пользоваться услугами защитника (ст. 25.1 КоАП РФ). Защитник юридического лица, действующий на основании доверенности, имеет широкие полномочия при производстве дела об административном правонарушении. Однако защитник не является законным представителем юридического лица, в том числе при наличии соответствующих полномочий в доверенности, поэтому извещения должны быть направлены в адрес юридического лица и в адрес исполнительного органа юридического лица.

     Необходимо учитывать, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица в отсутствие законного представителя юридического лица и при отсутствии доказательств надлежащего извещения ведет к грубому процессуальному нарушению порядка составления протокола. Вследствие данного грубого нарушения, протокол по делу административном правонарушении теряет свою юридическую силу как доказательства по делу. Именно административный орган обязан надлежаще известить юридическое лицо и его законного представителя. Материалы административного дела должны содержать соответствующие доказательства надлежащего извещения. По указанным причинам не является надлежащим извещением устное сообщение о необходимости явиться для составления протокола, либо сам факт проверки юридического лица. В случае отсутствия законного представителя юридического лица при составлении протокола, его копия должна быть направлена в течение трех суток в адрес юридического лица с момента составления (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

     Вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в отношении юридического лица должно выноситься в присутствии законного представителя юридического лица. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть вынесено в отсутствие законного представителя юридического лица, если имеются доказательства надлежащего извещения, как самого юридическое лица, так и исполнительного органа юридического лица.    

      Юридическое лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). При этом юридическое лицо признается виновным, если у него имелась возможность соблюсти нормы и правила, за которые предусмотрена административная ответственность, но юридическое лицо не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, административное правонарушение, в том числе, совершенное юридическим лицом характеризуется двумя обязательными признаками:

  •  противоправность;
  •  виновность.

   При этом объективное вменение по делу об административном правонарушении не допускается. Сам факт какого-либо действия (бездействия) юридического лица, являющегося, по мнению административного органа, административным правонарушением, не образует его состав. В ходе административного расследования должна быть установлена субъективная сторона (вина), вменяемого состава административного правонарушения юридическому лицу. В процессе проверки при проведении государственного (муниципального) контроля могут быть выявлены данные (сведения), указывающие на признаки конкретного состава административного правонарушения. Сведения (данные), установленные в ходе проверки не должны просто отражаться в постановлении о привлечении к административной ответственности. В ходе административного расследования, административный орган должен выяснить причину, приведшую к нарушению норм и правил юридическим лицом, за которые предусмотрена административная ответственность. Обязательно должны быть выяснена причинно-следственная связь между выявленными нарушениями правил и норм и наступившими последствиями. Кроме того, должно быть выявлена реальная возможность юридического лица выполнить те или иные требования норм и правил. Данные факты должны быть не только выявлены, но заложены в основу, вынесенного постановления о привлечения к административной ответственности. В постановлении о привлечении к административной ответственности обязательно должны быть раскрыты конкретные виновные противоправные действия (бездействия) юридического лица.  При этом совокупность, вышеуказанных, установленных фактов образуют состав административного правонарушения юридического лица.               

      Суд, в том числе арбитражный суд при проверке законности и обоснованности постановления о привлечении к административной ответственности не вправе домысливать  вину юридического лица. Поэтому постановление о привлечении к административной ответственности должно содержать обстоятельства, совершенного административного правонарушения (п. 4 ст. ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). В противном случае невозможно установить состава административного правонарушения, вменяемого лицу.

     Юридические лица при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности должны учитывать, соблюден ли в отношении них порядок привлечения к административной ответственности. Так как нарушения порядка привлечения к административной ответственности юридического лица влечет незаконность самого постановления административного органа. В этом случае постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу прекращению.      

Категория: Юридическая рубрика | Добавил: Administrator (2015-01-26) |
Просмотров: 6197 | Теги: КоАП РФ, вина, административная ответственность, постановление, протокол, юридическое лицо
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх