Коммунальные платежи и плата за содержания постоянно растет, а качество предоставляемых услуг оставляет желать лучшего. Но об этой «больной» теме речь сейчас не идет. Речь сейчас пойдет о праве граждан на предоставление субсидии на оплату коммунальных услуг. Не многие знают, что некоторые категории граждан имеют право на предоставление субсидии. А те, которые что-то слышали, не знают куда обращаться, какие документы собирать. Положено ли гражданину субсидия, окончательно определяет орган по социальной защите населения (отделы субсидий) в Вашем городе или районе. Так как при расчете субсидии берутся в учет социальный статус граждан, проживание в индивидуальном жилом доме или в многоквартирном доме, а также предельный допустимый совокупный уровень доходов семьи для каждого населенного пункта, региональные стандарты стоимости коммунальных услуг, а также стандарты нормативов площади жилых помещений. В настоящей же статье рассмотрим общий порядок и основания предоставления субсидии, а также перечень документов предоставляемых в отдел субсидий и пример расчета субсидии. Для начала рассмотрим основания предоставления субсидии:
Независимо того является ли лицо подавшее заявление о предоставлении субсидии собственником или нанимателем жилого помещения он должен быть постоянно проживать по месту жительства, то есть регистрация должна быть постоянной, а не временной. Для подтверждения факта постоянной регистрации необходимо предоставить поквартирную карточку с места жительства из УК (управляющей компании), ТСЖ, ЖЭКа, ДЕЗА, а также справку о составе семьи. Справки о составе семьи для жилых домов предоставляются из местных администраций районов (городов) городских (сельских) поселений. Еще одним условиям предоставления субсидии на оплату коммунальных услуг, является отсутствие задолженности по горячему, холодному водоснабжения, водоотведению, а также содержанию жилья и иным коммунальным платежам. Обычно просят предоставить копии квитанций об уплате коммунальных платежей или справки об отсутствии задолженности (или все вместе). Необходимо, чтобы на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии, были уплачены коммунальные платежи за предыдущий месяц, а также за истекший. Так как по жилищному законодательству коммунальные платежи необходимо оплачивать до десятого числа следующего месяца за истекшим. Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» необходимо предоставить следующий перечень документов в отдел субсидий:
Студенты должны предоставить справку об обучении. Если учатся на бюджетной основе, то также предоставляют справку о выплаченной стипендии за последние шесть до обращения. Если студент учится на платной основе, то предоставляется копия договора на обучение о предоставлении платных образовательных услуг. Индивидуальные предприниматели подтверждают размер своих доходов справками из налоговой инспекции о выборе режима налогообложения, а также декларациями о доходах. (Как рассчитать "Нулевую" декларацию смотри здесь). Если гражданину предоставлена льгота по оплате коммунальных услуг, например как инвалиду, то предоставляются соответствующие документы (справка о компенсационных выплатах). В целях подтверждения несения расходов на оплату коммунальных услуг, содержания жилья, газоснабжения, электроснабжения необходимо предоставить копии квитанций об оплате, а также справки об отсутствии задолженности. Если задолженность существует, то необходимо предоставить копию договора о погашении задолженности или отсрочки (рассрочки) уплаты задолженности. Для перечисления выделенной субсидии необходимо предоставить справку об открытии лицевого счета в банке или копию сберегательной книжки. Необходимо учитывать, что субсидия предоставляется только на шесть месяцев. В последующем необходимо повторно предоставлять соответствующие документы. Если пенсионер проживает один, а семья состоит из лиц пенсионного возраста (по старости), то переоформление возможно в упрощенном порядке. Более подробно о порядке переоформления можете узнать в органе социальной защиты по месту жительства. Необходимо отметить, что подлинность справок и достоверность сведений предоставляемых гражданами проверяется органом социальной защиты населения. В случае выявления факта заведомо подложных документов, орган по социальной защите населения имеет право отказать в предоставлении субсидии. Кроме того, материалы по факту заведомо ложных документов могут быть направлены в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении к ответственности. Если же факт подложности документов будет выявлен после предоставления субсидии (произведенных выплатах), то полученные выплаты должны быть возвращены. В противном случае выплаты могут быть взысканы в судебном порядке по основаниям неосновательного обогащения. После проверки предоставленных документов, орган по социальной защите населения принимает решение о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг, либо об отказе. Отказ может быть не обязательно по причине предоставления заведомо ложных сведений. Причиной отказа может быть отсутствие оснований предоставления субсидии (например, высокий доход семьи или непредоставление необходимых документов). Как же определяется совокупный доход семьи? При определении совокупного дохода семьи учитываются все доходы. В составе заработной платы учитываются выходные пособия при сокращении штата или численности работников, различные компенсации предусмотренные законодательством РФ при выходе в отставку на какой-либо государственной должности. Также учитываются различные выплаты социального характера:
Кроме того, орган по социальной защите населения вправе выявить сведения по иным доходам. Например, доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, а также проценты от вкладов в банках или доходы от облигаций (акций). Для расчета размера субсидии определяем средний прожиточный минимум семьи. В каждом субъекте Российской Федерации на региональном уровне устанавливается свой прожиточный минимум, и он может отличаться от федерального уровня. Поэтому необходимо за основу необходимо брать региональный прожиточный минимум. Я же возьму для примера величину прожиточного уровня установленного во втором квартале 2013г. в Челябинской области:
Для расчета размера субсидии определяем совокупный доход семьи. Для примера возьмем семью, состоящую из 3 (трех) человек (трудоспособные муж, жена, малолетний ребенок 10 лет). Заработная плата мужа – 10 000 рублей; Заработная плата жены – 8 000 рублей; Пособие на ребенка – 250 рублей; Фактическая плата за ЖКУ в месяц: 4 000 рублей. Общий доход семьи составляет: 10 000 рублей + 8 000 рублей + 250 рублей = 18 250 рублей. Примечание: Фактический же средний месячный доход семьи определяется как общая сумма дохода семьи за шесть месяцев деленная на «6». В примере для простоты у нас уже определен средний месячный доход каждого члена семьи. Доход на одного человека в семье составляет: 18 250 рублей / 3 = 6 083,33 рублей. Теперь необходимо определить средний прожиточный минимум семьи. (7 851 рубль *2+7 460 рублей)/3 = 7 720,66 рублей, где: 7 851 рубль – величина прожиточного минимума для трудоспособного населения; 2 – количество трудоспособных членов семьи; 7 460 рублей – величина прожиточного минимума для детей; 3 – количество членов семьи. Далее необходимо определить поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент определяется следующим образом: 6 083, 33 рубля / 7 720, 66 рублей = 0, 78, где: 6 083, 33 рубля – доход на одного человека в семье; 7 720,66 рублей – средний прожиточный минимум семьи. Примечание: Поправочный коэффициент применяется тогда, когда средний душевой доход семьи ниже прожит очного минимума, установленного в регионе. Далее определяем максимально допустимую долю расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. В разных регионах утверждены свои стандарты. В Челябинской области утверждены следующие стандарты доли в процентах предельно допустимых расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг: - 22 % - для граждан с совокупным доходом на одного члена семьи выше величины прожиточного минимума в Челябинской области; - 22 % - с поправочным коэффициентом равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму - для граждан с совокупным доходом на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума; - 11 % - для отдельных категорий граждан, имеющих совокупный доход семьи, не превышающий прожиточный минимум (семьи) более чем на 20 %. К такой категории относятся: - одиноко проживающие пенсионеры и семьи, состоящие только из пенсионеров; - семьи, имеющие в своем составе троих и более несовершеннолетних детей; - семьи, имеющие в своем составе одинокую мать с несовершеннолетними детьми. Региональный стандарт жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов в Челябинской области составляет (стандарт взят для примера, так как в разных муниципальных образованиях одного субъекта РФ он свой): Если семья состоит из трех и более человек, то норма площади на 1 человека составляет 18 кв.м. Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуга в отопительный период составляет: 1 648, 66 рублей, без отопления – 999,93 рублей. Предельно допустимая доля расходов семьи: 18 250 рублей * 22% *0,78 = 3 131, 7 рублей, где: 18 250 рублей – общий доход семьи; 22 % - процент предельном максимальной доли расходов, утвержденных по стандарту в вашем регионе; 0,78 – поправочный коэффициент (определялся нами ранее). Региональный стандарт стоимости ЖКУ: 1 648 рублей * 3 = 4 944 рубля, где: 1 684 рубля – региональный стандарт ЖКУ в Вашем муниципальном образовании; 3 – количество членов семьи. Размер субсидии: 4 944 рубля – 3 131, 7 рубль = 1 812, 3 рублей. Примечание: В разных регионах методика расчета может отличаться, так как где-то региональные стандарты определены не конкретно в твердой денежной сумме, а определены в рублях за квадратный метр. В нашем примере фактическая плата за жилищно-коммунальные услуги составляет 4 000 рублей, а размере субсидии 1 812,3 рублей. Таким образом, семьи из своего дохода заплатить только 2 187,7 рублей (4 000 рублей – 1 812, 3 рублей = 2 187,7 рублей). Согласно вышеуказанным Правилам размер субсидии не может превышать, размера фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, если размер субсидии при расчете получается больше, чем размер фактических расходов на оплату ЖКУ, то размере субсидии снижается до размера фактических расходов. Пример: размер фактических расходов на оплату ЖКУ: 2 300 рублей. Размер получаемой субсидии при расчете: 2 600 рублей. Размер субсидии снижается до 2 300 рублей. Таким образом, семья из своего дохода ничего не платит, но и не получает неосновательного обогащения из бюджета. | |
Категория: Юридическая рубрика | Добавил: Administrator (2013-10-19) | | |
Просмотров: 28305 | Комментарии: 9 | |
Всего комментариев: 9 | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||