Оформление наследства

       В разделе «Наследство» я уже рассказывал в виде «вопросов и ответов» как принять наследство, каким путем принять можно наследство, какие документы необходимо предоставить нотариусу, а также особенности принятия совместно нажитого имущества, либо принятии наследства по завещанию. Так вот хотелось бы рассказать об этапах принятия наследства - от подачи заявления нотариусу до получения заветного свидетельства о праве на наследство. А также что же в дальнейшем делать со свидетельством о праве на наследство, в зависимости от принятого имущества.

Основные этапы оформления наследства:

  1.         После открытия наследства, то есть после смерти наследодателя необходимо подать заявление в течение шести месяцев (не позднее 6-ти месяцев) к нотариусу о принятии наследства. Заявление подается к тому нотариусу, на территории которого проживал наследодатель. То есть заявление о принятии наследства подается нотариусу по месту открытия наследства. Место открытия наследства подтверждается справкой формы 29 из управляющей компании, ЖКО, ЖЭУ, ДЕЗ и иные управляющие организации. Чтобы взять такую справку формы 29 необходимо предоставить свидетельство о смерти. Свидетельство о смерти получается в органе ЗАГС по месту государственной регистрации акта о смерти, при предъявлении медицинской справки о смерти. Вместе с заявлением о принятии наследства нотариусу необходимо предоставить подлинник свидетельства о смерти и его ксерокопия для заверения в наследственное дело. А также документы подтверждающие родство, например свидетельство о рождении, свидетельство о заключении барка, решение об установлении факта родственных отношений. Если наследование по завещанию, то предоставляется оригинал завещания. Если оригинал завещания утерян, то необходимо предоставить дубликат завещания. Дубликат завещания можно взять у нотариуса, где составлялось завещание. Если завещание было составлено и удостоверено должностными лицами местных органов советов народных депутатов в Советский период нашей страны, то дубликат завещания, возможно, получить по месту хранения документов в администрации районов (городов) или в архивах органов местного самоуправления. Если завещание было составлено и удостоверено не у нотариуса по месту открытия наследства, то необходимо обратиться к нотариусу или иным должностным лицам по месту хранения второго экземпляра, с заявлением об отметке. Нотариус или должностное лицо, у которого хранится экземпляр завещания, должен сделать отметку на экземпляре завещания наследника следующего содержания: «завещание не изменено и не отменено». В случае, если завещание было отменено изменено, то предоставляется копия завещания его изменяющего или отменяющего. На этом первый этап завершен.
  2.           В дальнейшем необходимо в течение шести месяцев необходимо подготовить документы для оформления наследства, то есть для получения свидетельства о праве на наследство по завещанию или по закону. Нотариусу необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право собственности наследодателя на наследуемое имущество. Если наследуется квартира или жилой дом, то необходимо предоставить правоустанавливающие документы, например договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, договор застройки от 50-х годов 20 века. Если правоустанавливающие документы выданы до 1998г., то такие документы должны были быть наследодателем в при жизни зарегистрированы в БТИ. Не всегда на это при жизни обращают внимание, и в БТИ не регистрируют. То же самое касается, если например наследодатель при жизни не зарегистрировал свое право собственности в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационная служба, палата). В этом случае юридически право собственности за наследодателем не возникло. В этом случае необходимо обращаться в суд с исковым заявлением о признании права собственности за умершим. О том, как это сделать можете узнать здесь. Если правоустанавливающие документы утеряны, то необходимо заказать дубликаты правоустанавливающих документов. Если правоустанавливающие документы были выданы до 1998г., то есть возникновения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то такие документы хранятся в местных архивных органах или делах нотариусов. Если правоустанавливающие документы выданы после 1998г., то есть прошли обязательную государственную регистрацию, то копии правоустанавливающих документов, можно получить в Управлении Росреестра. В случае, если по каким-то причинам экземпляров правоустанавливающих документов в архиве не оказалось, то необходимо общаться в суд с исковым заявлением о признании права собственности за умершим.

            Документами подтверждающие право собственности на транспортное средство, например автомобиль, является свидетельство о государственной регистрации права собственности транспортного средства, паспорт транспортного средства. Чтобы нотариусу исчислить госпошлину за оформления наследства в виде автомобиля, нотариусу необходимо знать рыночную стоимость автомобиля. Для определения рыночной стоимости автомобиля, необходимо произвести независимую оценку стоимости автомобиля. О том, как оформить договор купли-продажи автомобиля можете узнать здесь.  

          При наследовании жилых домов, квартир, нотариусу также необходимо предоставить сведения о стоимости квартиры или жилого дома. В настоящее время предоставляется инвентаризационная стоимость квартиры или жилого дом, так как база кадастровой стоимости не сформирована или сформирована не во всех регионах. Для того, чтобы получить справку об инвентаризационной стоимости в начале необходимо обратиться в Кадастровую палату Управления Росреестра для получения кадастрового паспорта жилого помещения. Госпошлина за получение кадастрового паспорта жилого помещения составляет 200 рублей. Если квартира или жилой дом стоят на государственном кадастровом учете, то Вам выдадут кадастровый паспорт жилого помещения. С этим кадастровым паспортом помещения идете в орган технической инвентаризации (наименования организаций у всех разные). В органе технической инвентаризации заказываете справку об инвентаризационной стоимости жилого дома или квартиры. Если квартира или жилой дом не стоят на государственном кадастровом учете, то также необходимо обращаться в орган технической инвентаризации. Органе технической инвентаризации произведет инвентаризацию жилого дома или квартиры. Вы получите новый технический паспорт и комплект документов для постановки жилого дома или квартиры на государственный кадастровый учет. После этого Кадастровая палата Управления Росреестра произведет постановку квартиры или жилого дома на государственный кадастровый учет и выдаст Вам кадастровый паспорт жилого помещения. Кадастровый паспорт жилого помещения Вам необходимо будет предоставить нотариусу, так как площади жилых помещений должны заполняться в свидетельстве о праве на наследство с кадастрового паспорта. Если в процессе инвентаризации жилого дома или квартиры, работниками органа выявлена незаконная перепланировка или реконструкция, то в техническом паспорте обязательно это будет указано. Пока перепланировка не будет узаконена, справку для нотариуса об инвентаризационной стоимости орган технической инвентаризации не выдаст. Для того, чтобы узаконить перепланировку необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании перепланировки законной, признании права собственности на жилое помещение в перепланированном виде за умершим. После этого Вы предоставляете решение суда, вступившее в законную силу в орган технической инвентаризации. Орган технической инвентаризации выдает справку для нотариуса об инвентаризационной стоимости жилого дома или квартиры с новыми площадями.

            Если наследуется земельный участок, то нотариусу необходимо предоставить документы подтверждающие право собственности на земельный участок. Если правоустанавливающие документы выданы до 1998г., то такими документами могут быть временные свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выдаваемые администрациями районов (городов) в начале 90-х годов 20 века. В таких временных свидетельствах было две графы:

  • «в собственность»;
  • «в бессрочное (постоянное) пользование».

          Главное, чтобы площадь земельного участка была указана в графе «в собственность», тогда в этом случае только земельный участок входит в наследственную массу, то есть наследуется. Если площадь земельного участка указана в графе «в бессрочное (постоянное) пользование», то земельный участок не наследуется. В этом случае Вы можете зарегистрировать земельный участок в Управлении Росреестра в упрощенном порядке по так называемой «Дачной амнистии». Еще одним правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности на земельный участок до 1998г., может быть постановление администрации районов (городов) о предоставлении земельного участка, а также выданные земельными комитетами на их основе свидетельства на праве собственности на землю. Если правоустанавливающие документы на земельный участок прошли государственную регистрацию в Управлении Росрестра или  его правопреемников, то вместе с правоустанавливающим документом предоставляется свидетельство о государственной регистрации права, так называемая «зеленка». Для определения кадастровой стоимости земельного участка нотариусу необходимо предоставить выписку из государственного кадастра недвижимости (ГКН). Выписка из ГКН заказывается в Кадастровой палате Управления Росреестра. Госпошлина за получение выписки составляет 200 рублей.

          Если в состав наследства входят денежные вклады, то нотариус сделает запрос в банк, где находятся сбережения или компенсации за денежные вклады до 1990г. Ответ о размере вклада и компенсаций на него, если таковые причитаются будет отправлен непосредственном нотариусу. Если при жизни наследодателем было сделано завещательное распоряжение в банке, то необходимо предоставить завещательное распоряжение нотариусу.  

         Для подтверждения родственных отношений между наследодателем и наследником необходимо предоставить документы подтверждающие родство, например свидетельство о рождении, свидетельство заключении брака. Если в свидетельстве о рождение или ином документе имеются ошибки в имени, отчестве, фамилии, то такие ошибки необходимо исправить в ЗАГСе. Если орган ЗАГСа не имеет возможности исправить такие ошибки во внесудебном порядке, то обязан выдать отказ в виде извещения. В случае если архиве ЗАГС отсутствуют сведения об акте, о рождении или заключении брака, то орган ЗАГСа также обязан выдать справку об отсутствии сведений. В этом случае необходимо обращаться в суд с заявление об установлении факта родственных отношений. О том, как это сделать можете узнать здесь. В случае если наследником является нетрудоспособный иждивенец наследодателя, то в некоторых случаях необходимо предоставить решение суда об установлении факта нахождения на иждивении. В случае, когда ребенок наследодателя юридически не был зарегистрирован в органе ЗАГС, то необходимо предоставить решение суда об установлении факта признания отцовства. О том, как это сделать можете узнать здесь. Если происходи наследование по завещанию, то родственные отношения подтверждать не нужно.

         3. После истечения шести месяцев необходимо оформлять наследство у нотариуса. Помимо всех вышеперечисленных документов, нотариусу необходимо предоставить выписку из Управления Росреестра об отсутствии ареста на недвижимое имущество. Выписка заказывается в Управлении Росреестра. Госпошлина за выписку составляет 200 рублей. Такая выписка действительна только сутки, поэтому в это же день нужно Вам попасть к нотариусу для оформления наследства. В это же день нотариус Вам выдает свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию.

          4. После того как получены свидетельства о праве на наследство, в зависимости от вида наследуемого имущества, необходимо произвести государственную регистрацию. Если было унаследовано недвижимое имущество, например жилой дом или земельный участок, то свидетельства о праве на наследство необходимо будет зарегистрировать в Управлении Росреестра. По истечении семи рабочих дней Вам выдадут сами свидетельства о праве на наследство с отметками Росреестра, а также выданные на их основе свидетельства о государственной регистрации права, так называемые «зеленки». Если унаследован был автомобиль, то необходимо обращаться в ГАИ (ГИБДД) для смены собственника на государственном учете. В ГАИ (ГИБДД) предоставляется свидетельство о праве на наследство. Если унаследованы были вклады в банке, то необходимо обращаться в кредитное учреждение за получением наследуемых денежных средства. Имейте в виду, что до 40 000 рублей, Вы имеете право получить до шести месяцев на достойное погребение наследодателя, то есть без получения свидетельства о праве на наследства.             

            5. После того, как получены свидетельства о праве на наследство, а также получение свидетельства о государственной регистрации права, Вы можете продать это имущество, если есть в этом необходимость. О том, как произвести продажу недвижимого имущества можете узнать здесь. Если жилой дом или квартира продается под материнский капитал, то можете узнать здесь. Если продаете автомобиль, то по оформлению можете узнать здесь

       Возникли вопросы по этой теме, тогда задай вопрос бесплатно на форуме  (Нужно зарегистрироваться).

Категория: Юридическая рубрика | Добавил: Administrator (2013-07-20) |
Просмотров: 6993 | Теги: Росреестр, бти, нотариус, суд, Наследство
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх