00:15
Банкротство гражданина

  Необходимость рассмотрения имущественных требований к гражданину-должнику, вытекающих из ненадлежащего исполнения последним долговых обязательств перед кредитором, в том числе и посредством процедуры банкротства этого гражданина, в судах общей юрисдикции согласно их компетенции, а не в арбитражных судах обусловлена как обстоятельствами объективного характера, так и субъектным составом данных правоотношений в силу следующих причин.

       Гражданин-должник, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, участвует в имущественных правоотношениях с целью личного потребления (приобретения) товаров, работ, услуг, не предназначенных для предпринимательской деятельности, в связи с чем не является субъектом экономической деятельности.

         Так как заключаемые с участием такого гражданина договоры не носят экономического характера, взыскание образовавшейся вследствие их ненадлежащего исполнения задолженности направлено в первую очередь на исполнение гражданином своих обязательств перед конкретным кредитором и на возможность вновь стать полноценным субъектом гражданско-правовых отношений, а не на обеспечение финансового оздоровления и дальнейшего экономического развития или выведение из гражданского оборота, как это предусмотрено в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

         Как показывает опыт мировой юстиции по рассмотрению судами дел о банкротстве граждан, в большинстве стран эти дела разрешаются судами общей юрисдикции либо находящимися в их ведении специально созданными для рассмотрения таких дел судами (например, в Германии указанные дела рассматриваются судом, находящимся под юрисдикцией центрального земельного суда по гражданским делам; в США – специальными судами по делам о банкротстве, входящими в систему судов общей юрисдикции).

      Гражданин-должник, не наделенный статусом индивидуального предпринимателя, в отношении которого будет разрешаться вопрос о признании его несостоятельным (банкротом), кроме того, является участником иных правоотношений, например семейных, жилищных, трудовых. Без учета особенностей действующего правового регулирования таких правоотношений, не связанных с долговыми обязательствами гражданина, невозможно проведение процедуры банкротства в целом.

            В случае рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве гражданина разрешение вопросов определения размера долговых обязательств должника, установления объема конкурсной массы и т.п. будет связано с необходимостью исследования иных вопросов, вытекающих из семейных, гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, субъектом которых является гражданин-должник, что в силу характера и субъектного состава этих отношений предметом разрешения арбитражных судов быть не может. Иное противоречило бы общим принципам разграничения юрисдикционных полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, установленным в главе № 7 Конституции РФ и нормах федеральных конституционных законов.

        Отнесение же дел о несостоятельности (банкротстве) граждан к ведению судов общей юрисдикции будет способствовать обеспечению реализации права граждан-должников на доступ к правосудию, поскольку иное, учитывая построение системы арбитражных судов, будет сопряжено с необходимостью участия граждан в делах, рассматриваемых судами, значительно удаленными от места их жительства.

    Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) граждан судами общей юрисдикции не потребует никаких дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

          Кроме того, исходя из накопленного судами общей юрисдикции опыта в обеспечении защиты экономически слабой стороны процесса, каковой в данном случае является гражданин-должник, рассмотрение таких дел именно судами общей юрисдикции будет способствовать усилению социальной защиты граждан в рамках дел о банкротстве.

          Проектом федерального закона «О внесении изменений в ГПК РФ» предусматривается дополнение подраздела IV «Особое производство» раздела II ГПК РФ главой 321 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)», устанавливающей процессуальный механизм и особенности рассмотрения судами указанной категории дел по правилам особого производства с распространением на них общих положений, сформулированных для данного вида судопроизводства в главе 27 Кодекса, включая правила о субъектном составе лиц, участвующих в деле, и порядке рассмотрения и разрешения дела.

         Рассмотрение судами общей юрисдикции дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом) предполагается осуществлять в порядке особого производства, учитывая следующее.

         Под несостоятельностью (банкротством) в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

         Таким образом, в делах о несостоятельности (банкротстве) судом устанавливается юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по осуществлению платежей своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам в рамках соответствующих процедур банкротства. В случае признания платежеспособности гражданина, а также в случае установления при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства наличия спора о праве, подведомственного суду, эти требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

        Предлагаемые законопроектом особенности рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан, предусмотренные в главе 321, сводятся к следующему:

  • устанавливается территориальная подсудность данной категории дел – по месту жительства гражданина-должника;
  • правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина несостоятельным (банкротом) наделяются сам должник, кредиторы, а также иные лица, которым такое право предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве), например уполномоченные органы;
  • помимо общих требований, установленных ГПК РФ, предусматриваются особые требования к содержанию заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом) и перечню прилагаемых к нему документов, подтверждающих заявленные требования;
  • заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом) рассматривается судом по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства);
  • предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации;
  • устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходе рассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений, как тех, возможность обжалования которых предусмотрена Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (например, определения об оставлении заявления без движения, о приостановлении производства по делу и т.д.), так и тех, право на обжалование которых предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве) (например, определения об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, об отказе в утверждении мирового соглашения и др.).

            В связи с дополнением ГПК РФ главой 321 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)» законопроектом предусматривается внесение ряда корреспондирующих изменений в нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие действия суда на стадии принятия искового заявления (статья 135), и нормы, определяющие основания для оставления судом заявления без рассмотрения (статья 222).

         Предлагаемые для внесения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом), могут вступить в силу только после того, как будет введен в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

          Согласно пункту 2 статьи 231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

        Принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона № 105976-6 вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные федеральные законы в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника, а именно: в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон «О кредитных историях», Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

        Таким образом, после вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в вышеуказанные федеральные законы, вводится в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

             В связи с этим в статье 2 проекта федерального закона «О внесении изменений в ГПК РФ» предусмотрено, что он вступает в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты   Российской   Федерации  в  части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.

     При рассмотрении во втором чтении законопроекта 01.07.2013г.  было принято решение перенести рассмотрение проекта федерального закона. Определенные сроки не уточняются. Таким образом, рассмотрения закона отложено на неопределенное время.

     Предусмотренные Федеральным законом положения о банкротстве граждан, не являющихся ИП, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

    Данные законы до сих пор на 01.01.2014г. не приняты. 

   Информация взята с официального сайта:  «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации». Адрес в сети «Интернет»: www.duмa.gov.ru

    Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» принят ГД ФС РФ 19.12.2014г. Названный федеральный закон одобрен Советом Федерации 25.12.2014 и подписан президентом России 29.12.2014г. Федеральный закон опубликован в Российской газете 31.12.2014г.

      Вышеуказанный федеральный закон вступает в силу с 01.07.2015г. Таким образом, заявления о признании физического лица – гражданина банкротом можно подавать в суд общей юрисдикции с 01.07.2015г. при наличии условий, предусмотренных законодательством РФ.

     Признание несостоятельным (банкротом) гражданина отнесено к компетенции арбитражного суда. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, в частности, отдельные положения, связанные с процедурами банкротства гражданина, вступают в силу с 1 октября 2015 года. 

Категория: Правовые новости | Добавил: Administrator (2013-04-29) |
Просмотров: 5657 | Теги: юстиция, банкротство, гпк рф, заявление, кредитор, суд, должник
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх