Как грамотно написать претензию

    Претензионный порядок урегулирования спора может быть обязателен в силу закона или установлен соглашением сторон. Несоблюдения обязательного претензионного порядка будет являться основанием для оставления искового заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ). Обязательный претензионный порядок установлен законодательством РФ по следующим требованиям:

  •  если истцом заявлены требования об  изменении или о расторжении любого договора согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ;
  •  если истец предъявляет требования к перевозчику, вытекающие из перевозки груза согласно п. 1 ст. 797 ГК РФ;
  •  если истцом заявлены требования к почтовому оператору, вытекающие из договора оказания услуг по отправке почтовых отправлений.
  •  если истцом предъявлены требования, вытекающие из договора на оказания услуг связи (телефонной или телеграфной, в том числе мобильной).      

     Иными федеральными законами могут быть установлены другие обязательные досудебные порядки урегулирования споров.

    При предъявлении требований по защите прав потребителей обязательный претензионный порядок не установлен согласно абзацу 2 п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28.07.2012г. «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Однако если истцом – потребителем не предъявлена досудебная претензия, то истец не вправе предъявлять требования по процентам за отказ удовлетворить требования в добровольном порядке, а также требования об уплате 50 % штрафа за отказ выполнить требования в добровольном порядке. Срок рассмотрения претензий согласно ст. 22  Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» составляет 10 дней.

     Рассмотрим проект составления претензии на примере  требований по защите прав потребителей. В «шапке» претензии указывается наименование подателя претензии (ф.и.о.), а также наименование организации (продавца, изготовителя, импортера) или индивидуального предпринимателя. Недобросовестные организации или индивидуальные предприниматели иногда не указывают или указывают неверные адреса. В этом случае можно предъявлять претензию по фактическому адресу. Если есть возможность заказать выписку из ЕГРЮЛ, то закажите выписку из ЕГРЮЛ в режиме онлайн.

      В содержании самой претензии указывайте суть возникшей проблемы. Необходимо расписать, в чем заключаются требования, в чем заключаются ненадлежащее оказание услуг (выполнение работ). Если продан некачественный товар, то указывается недостаток товара или дефекты производственного характера, по мнению потребителя. Дополнительную информацию по предъявлению требований о защите прав потребителей смотри здесь.

      В просительной части претензии необходимо указать те требования, которые вы просите от организации, например, возвратить денежные средства за некачественный товар, уменьшить цену проданного товара или снизить сумму за оказанные услуги. В содержании самой претензии по защите прав потребителей можно ссылаться на нормы закона о защите прав потребителей или на иные нормы законодательства РФ. Если в претензии отсутствует ссылка на Закон о защите прав потребителей или на иные нормативные акты, то это не является основанием для отказа удовлетворения требований в добровольном порядке.

      В приложении в претензии необходимо приложить копию, заключенного договора или квитанций об уплате товара (оказанной услуги), а также иные документы подтверждающие требования потребителя.

    Если в месте покупки товара или оказания услуг у потребителя отказываются принять претензию и на втором экземпляре произвести запись о принятии претензии, то претензию необходимо отправлять почтой. В этом случае претензию необходимо отправить заказным письмом с уведомлением или ценным письмом с уведомлением. Если будете отправлять ценным письмом, то в почтовое отправление вкладывается опись вложения.

     Структура претензии: «шапка»; «содержание»; «просительная часть»; «приложение» независимо от того, к кому предъявляется претензия, является постоянной. В данном случае имеется в виду претензия потребителя к организации. Если предъявляется претензия контрагента к контрагенту в процессе предпринимательской деятельности, то там есть свои хитрости. Хотелось бы пару слов рассказать о досудебном урегулировании спора между контрагентами в процессе хозяйственной деятельности.

     В процессе хозяйственной деятельности не всегда удается выполнять обязательства надлежащим образом, например, выполнить работу или уплатить денежные средства по договору. Умышленно или не умышлено такое происходит, суть от этого не меняется.

     При предъявлении досудебной претензии необходимо указывать ссылку на договор, по которому контрагент обязан выполнить работу или уплатить денежные средства. Если имеется задолженность за определенный период, то необходимо произвести расчет задолженности.

        В силу сложившихся деловых отношений между контрагентами не всегда договоры заключаются, как положено в соответствии с законодательством РФ, но работа может выполняться или платежи производится без договора. Несмотря на то, что договорные отношения между контрагентами отсутствуют, а платежи проходили или иным образом контрагент пользовался имуществом, в этом случае у контрагента возникло неосновательное обогащение. В претензии при таких обстоятельствах не стоит указывать предполагаемые нормы закона или условия неосновательного обогащения. У контрагента не всегда в штате имеется юрист, а если в штате имеется юрист, тем более не стоит в претензии указывать всю юридически значимую информацию (как выбрать юриста смотри здесь). В случае если дело дойдет до суда, то не стоит «выкладывать все карты» до подачи искового заявления в суд, так как контрагент может предпринять меры по противодействию контрагенту, исходя из позиции будущего истца. (Как проверить контрагента до заключения договора смотри здесь). 

     Если установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора в силу договора или закона, то в претензии необходимо заявлять все требования, которые намерены предъявить к потенциальному ответчику, в том числе акцессорные требования (законная или договорная неустойка). Если в претензии не предъявлялись требования о взыскании процентов, в то в этой части претензионный порядок считается не соблюденным. Поэтому в случае предъявления иска в суд, в том числе арбитражный суд без соблюдения обязательного претензионного порядка в части неустойки, суд оставит без рассмотрения. Что не лишает истца вновь заявить требования после устранения допущенных нарушений. Однако это займет дополнительное время и материальные затраты.     

      В некоторых случаях стоит предъявлять претензию, даже если не предусмотрен обязательный претензионный порядок. Когда не хватает необходимых доказательств, полученный ответ на претензию может являться незаменимым доказательством. Пусть даже какие-то факты контрагент оспаривает, зато тем самым потенциальный ответчик подтверждает существование самого обязательства. Поэтому не только необходимо прорабатывать текст самой претензии, но и содержание ответ на претензию. Необходимо учитывать, что вся досудебная переписка контрагентов может быть в основу доказательств, опровергающих или доказывающих позицию сторон
Категория: Юридическая рубрика | Добавил: Administrator (2014-03-12) |
Просмотров: 5015 | Теги: потребитель, договор, претензия, услуги, досудебный порядок, защита
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх