Главная » 2014 » Ноябрь » 19 » Судебный приказ в арбитражном процессе
21:06

Судебный приказ в арбитражном процессе

      Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был упразднен Высший Арбитражный Суд. Арбитражные суды, также как и суды общей юрисдикции завалены бесспорными делами о взыскании долгов, возникших по различным основаниям. В гражданско-процессуальном кодексе РФ предусмотрен институт «приказного производства». Заявление о выдаче судебного приказа выдается мировым судьей по определенной категории гражданских дел при отсутствии спора о праве. В случае поступления возражений от должника в установленный процессуальным законодательством срок, мировой судья отменяет судебный приказ. В этом случае взыскатель имеет право обратиться в суд в порядке искового производства. В большинстве случае должники не обращаются в суд с заявлением об отмене судебного приказа. Могут быть разные причины, по которым должники не отменяют судебный приказ (либо не имеет смысла, либо должнику безразличен сам факт взыскания денежных средств).

       Рассмотрение гражданских дел о взыскании долгов в порядке судебного приказа позволяет суды общей юрисдикции разгрузить от длительного рассмотрения дел в исковом производстве. Тем самым должна снизиться нагрузка на судей по числу дел, рассматриваемых в порядке искового производства. Целью законопроекта является сокращение срока рассмотрения дел. Тем самым заинтересованные лица смогут реализовать свое право на разрешение дела в разумные сроки.

        Верховному Суду РФ, как и прежде, предоставлено право законодательной инициативы. Верховным Судом РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в АПК РФ и часть вторую НК РФ». Законопроектом предлагается ввести институт «судебного приказа» в АПК РФ. В связи с введением приказного производства в арбитражном судопроизводстве, планируется в ряд норм АПК РФ внести изменения. Кроме того, будут внесены изменения в НК РФ в части уплаты госпошлины за выдачу судебного приказа. В АПК РФ будет введен не только институт «Приказного производства», но ряд иных процедур и мер, направленных на сокращение количества дел. 

     Законопроект находится пока на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

     Действующим законодательством РФ установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора по определенной категории споров.

          До предъявления к перевозчику искового заявления, вытекающего из договора перевозки груза, контрагент обязательно должен предъявить перевозчику претензию в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Обязательный претензионный порядок предусмотрен ст. 797 ГК РФ, регулирующей правоотношения по разрешению спора между перевозчиком и иными лицами. Претензионный порядок урегулирования спора между контрагентами может быть предусмотрен сторонами, заключившими различные хозяйственные договоры. В процессе рассмотрения претензий многие контрагенты полностью или частично удовлетворяют досудебные требования. В этом случае отсутствуют основания для подачи иска в арбитражный суд. Разрешение споров между хозяйствующими субъектами в досудебном порядке должно привести к уменьшению количества обращений в арбитражный суд.

    Проектом федерального закона планируется ввести обязательный претензионный порядок урегулирования спора по всем категориям дел, за исключением определенного перечня дел.  Обязательный претензионный порядок не будет применяться по следующей категории дел:

  •  дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  •   дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права неисполнение судебного акта в разумный срок;
  •   дела о несостоятельности (банкротстве);
  •   дела по корпоративным спорам;
  •   дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

       Также в АПК РФ будет введена норма, регулирующая особенность разрешения экономических споров,  возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Так, дело, вытекающие из  административных и иных публичных правоотношений может быть передано на разрешение арбитражного суда только тогда, когда исчерпан досудебный порядок урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.

     Названным Проектом вносятся изменения в нормы АПК РФ, регламентирующие требования к исковому заявлению, а также порядок его оставления без рассмотрения и возвращения. Согласно Проекту арбитражный суд вправе будет оставить без рассмотрения исковое заявление, если оно будет принято судом. Оставление искового заявления без рассмотрения возможно только тогда, когда после его принятия к производству арбитражным судом будет установлено, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.

      Действующим ГПК РФ предусмотрен институт «Частных определений». При рассмотрении гражданского дела, в случае выявления нарушения законов и иных нормативных актов, суд вправе вынести частное определение. При этом частное определение направляется в орган или должностному лицу, уполномоченных применять соответствующие меры. Различные меры, применяемые по частным определениям судов общей юрисдикции, приводят или должны приводить к уменьшению различных правонарушений со стороны участников процесса или иных лиц. По аналогии с ГПК РФ в АПК РФ также планируется ввести институт «Частных определений».

      Относительно недавно введен Упрощенный порядок рассмотрения дела в арбитражном суде (Глава 29 АПК РФ). Относительно недавно мировые судьи вправе изготавливать только резолютивную часть, вынесенного решения. По заявлению участников судебного процесса мировой судья изготавливает мотивированное решение (ст. 199 ГПК РФ). Решение по делу, рассмотренного в порядке упрощенного производства принимается по общим правилам принятия решения. Копия решения арбитражного суда направляется участникам процесса в течение пяти дней со дня приятия решения заказным письмом с уведомлением. Планируемыми изменениями в АПК РФ по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, решение будет приниматься путем подписания судьей резолютивной части решения. Мотивированное решение арбитражного суда может быть изготовлено по заявлению участников процесса.

     По Проекту решение, принимаемое в порядке упрощенного производства,       вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

      Выше уже упоминалось в Проекте о введении института «Судебного приказа» в АПК РФ. Теперь рассмотрим особенности Приказного производства, вводимого Проектом Федерального закона «О внесении изменений в АПК РФ». В Пояснительной записке к Проекту раскрываются функции введения Приказного производства в арбитражный процесс. Главная задача состоит в том, чтобы избавить арбитражные суды от тех дел, которые не нуждаются в развернутой процедуре рассмотрения. Другие задачи сводятся к общетеоретическим проблемам теории права, которые практически никак не могут повлиять на участников процесса (например, усиление превентивной функции права). Превентивная функция права должна играть роль предупреждения нарушения материальных норм участниками хозяйственных правоотношений. Однако практически роль судебного акта сводится лишь к разрешению материального спора и в большинстве случаев не уберегает от нарушений обязательств контрагентами.  

      Судебный приказ также как и в гражданском судопроизводстве будет выноситься судьей единоличном по заявлению взыскателя, основанном на бесспорных требованиях. В ряд статей АПК РФ будут внесены дополнения на указание в качестве судебного акта судебного приказа. Судебный приказ одновременно будет являться исполнительным документом, то есть не потребуется дополнительно получать исполнительный лист.

    В Проекте раскрывается перечень оснований, по которым может быть вынесен судебный приказ. В Проекте указаны следующие основания:

  •  требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства, которые ответчиком признаются, но не исполняются;
  •  требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
  •  заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

         Проект закона предусматривает цену иска при взыскании денежных сумм путем выдачи судебного приказа. Для юридических лиц цена иска не должна превышать 300 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей 100 000 рублей. Как указано выше, при взыскании обязательных платежей установлено ограничение в 100 000 рублей независимо для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

       Дела рассматриваются арбитражным судом в порядке Упрощенного производства без вызова сторон. Судебный приказ также будет выноситься без вызова сторон. Однако в Упрощенном производстве стороны представить суду и друг другу дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений. При вынесении же судебного приказа, участники процесса не вправе предоставлять дополнительные доказательства.

      Цена иска по делам, рассматриваемым арбитражным судом в порядке Упрощенного производства будет поднята для юридических лиц до 400 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей до 200 000 рублей. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей цена иска будет поднята до 200 000 рублей. В данном абзаце имеются в виду предельные суммы цены иска, при которых возможно рассматривать в порядке Упрощенного производства.  

       Заявление о выдаче судебного приказа может быть подано в арбитражный суд на бумажном носителе непосредственно в канцелярию или путем отправки по почте. Кроме того, сохранится возможность подачи судебного приказа через специальную форму официального сайта арбитражного суда.

       В заявлении обязательно должно быть указано наименование взыскателя и должника, а также место жительство или местонахождение взыскателя и должника, в том числе ИНН, ОГРН, банковские и другие необходимые реквизиты. В заявлении взыскатель указывает обстоятельства, связанные с основанием взыскания задолженности, а также само требование. К заявлению должны быть приложены документы (доказательства), подтверждающие требования взыскателя. Также к заявлению должна быть приложена квитанция (чек-ордер) или платежное поручение, подтверждающие факт уплаты госпошлины в размере 50 процентов от ставки, установленных для исковых заявлений. В гражданском судопроизводстве не требуется направлять копии заявлений ответчикам (должникам) в отличие от арбитражного процесса. При направлении в арбитражный суд заявления о выдаче судебного приказа необходимо предоставить доказательства, подтверждающие вручение копии заявления должнику.

         В Проекте предусмотрены основания, по которым взыскателю возвращается заявление о выдаче судебного приказа. В Проекте указана основанная причина возврата заявления о выдаче судебного приказа – наличие спора о праве. При рассмотрении заявления о выдаче судебного приказа судья самостоятельно выявляет наличие спора о праве из содержания заявления и представленных к нему документов. Если арбитражный суд примет решение возвратить заявление о выдаче судебного приказа, то суд выносит соответствующее определение в течение 3-х дней.

        Судебный приказ выносится в течение 10-ти дней арбитражным судом, если в течение указного срока от должника не поступят возражения. При этом копия судебного приказа направляется должнику в течение 5-ти дней, со дня его вынесения. Если от должника поступят возражения в установленный законом срок, то арбитражный суд выносит определение об отмене судебного приказа. В направляемой копии определения об отмене судебного приказа арбитражный суд разъясняет взыскателю разрешить спор в порядке искового производства. При пропуске срока должником на подачу возражений по поводу исполнения судебного приказа, возражения арбитражным судом не принимаются и не рассматриваются. Однако должник вправе обосновать в заявлении об отмене судебного приказа причины, по которым объективно не мог своевременно подать возражения. Если арбитражный суд сочтет причины уважительными, то соответственно выносит определение об отмене судебного приказа.

        Если от должника не поступили возражения в течение 10-ти дней, то арбитражный суд выдает второй экземпляр судебного приказа взыскателю для исполнения. Судебный приказ обязательно должен быть заверен гербовой печатью арбитражного суда. Судебный приказ также как в гражданском судопроизводстве будет изготавливаться на специальном бланке. С указанного же времени судебный приказ вступает в законную силу. Так как в апелляционном порядке пересматриваются судебные акты, не вступившие в законную силу, то судебный приказ не подлежит обжалованию в апелляционном порядке. Однако АПК РФ позволит обжаловать судебный приказ в кассационную инстанцию.  

        Заявление (жалоба) на обжалование судебного приказа в суд кассационной инстанции должно быть подано не позднее срока, уставленных для подачи кассационных жалоб. По общему правилу кассационная жалоба на судебный приказ должна быть подана не позднее 2-х месяцев со дня вступления в законную силу судебного приказа. Проектом федерального закона предлагается включить порядок пересмотра вступившего в законную силу судебного приказа в суде кассационной инстанции. 

     В Проекте указаны следующие основания для пересмотра судебного приказа в кассационном порядке:

  •  несоответствие целям эффективного правосудия, в том числе в случае наличия спора о составе и размере задолженности;
  •  в случаях признания судом необходимым выяснить имеющие существенное значение для дела обстоятельства или исследовать доказательства;
  •  в случаях нарушения норм процессуального права.

      После поступления кассационной жалобы на судебный приказ, судья кассационной инстанции единолично изучает жалобу в течение 5-ти дней. Если имеются вышеуказанные основания, то судья выносит определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения обжалуемого судебного приказа. Если судья арбитражного суда кассационной инстанции придет к выводу, что отсутствуют основания для пересмотра судебного приказа, то выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы. При этом ни определение об отказе в передаче жалобы, ни определение о передаче кассационной жалобы для рассмотрения кассационной инстанцией не подлежат дальнейшему обжалованию.

     Арбитражный суд кассационной инстанции по итогам рассмотрения кассационной жалобы на судебный приказ вправе вынести одно из следующих решений:

  •   оставить судебный приказ без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
  •  отменить судебный приказ и прекратить производство по делу либо оставить кассационную жалобу без рассмотрения (общие основания оставления заявления без рассмотрения, предусмотренные ст. 148 АПК РФ);
  •  отменить судебный приказ и направить дело на новое рассмотрение, если имеются вышеуказанные основания;  
  •   отменить судебный приказ и вынести постановление об отказе в выдаче судебного приказа.

        Если кассационная инстанция отменяет судебный приказ, то арбитражный суд указывает в определении на право взыскателя предъявить требования в порядке искового производства.

     В  ст. 291.1 АПК РФ будут внесены изменения. Изменения не связаны с введением института «Приказного производства», но они позволят устранить противоречия, выявленные судебной практикой. Суть, вносимых изменений в АПК РФ сводится к следующему.  Действующая редакция ст. 291.1 АПК РФ регулирует порядок подачи кассационных жалоб в Судебную коллегию Верховного Суд РФ. Если судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с ФКЗ от 28.04.1995г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных суда в Российской Федерации», то они могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ (в редакции ФЗ от 28.06.2014  № 186-ФЗ).

       Проектом будет добавлено указание на то, что возможность обжалования судебных актов в Судебную коллегию Верховного Суда возникает только тогда, когда  судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с ФКЗ от 28.04.1995г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных суда в Российской Федерации». Данное правило действует только тогда, когда АПК РФ предусматривает обжаловать судебный акт в кассационном порядке. Если АПК РФ не предусматривает обжаловать судебный акт в кассационном порядке, то подача кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ возможно только тогда, когда судебный акт был предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции. При этом само постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу также возможно обжаловать  в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

 

Категория: Правовые новости | Просмотров: 6460 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]