Органы местного самоуправления в лице администраций муниципальных образований обязаны обеспечивать возможность предоставления бесплатного дошкольного образования. При этом недостаточное финансирование со стороны местного бюджета или ассигнований из бюджета субъекта РФ не может являться уважительной причиной для отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. Если администрация образовательного учреждения, администрация муниципального образования отказывает в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении по причине отсутствия мест, то законный представитель малолетнего ребенка имеет право оспорить бездействие в судебном порядке. В районный суд по месту нахождения административного ответчика подается административное исковое заявление о признании бездействия незаконным, и обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.
Так, по одному из дел с 12 декабря 2015 года сын М.Т.М. – М.Н.С., года рождения, зарегистрированный по месту жительства с матерью по адресу: ___, состоит на учёте на предоставление места в муниципальном образовательном учреждении «Название учреждения» в возрастной категории от 1 до 2 лет на 2017-2018 учебный год. Письмом от 13 июля 2017 года Комитет по образованию сообщил М.Т.М., что детьми в возрасте от 1 до 3 лет МОБУ «Название учреждения» на 2017/2018 учебный год не комплектовалось, вопрос о зачислении М.Н.С. в названное учреждение будет рассматриваться в период доукомплектования образовательных учреждений после исполнения ему трёх лет или в период планового комплектования образовательных учреждений на 2019-2020 учебный год исключительно в порядке очерёдности. После получения указной информации М.Т.М. обратилась к администрации муниципального образования с заявлением об устройстве её сына в МДОБУ «Название учреждения». Поскольку, несмотря на достижение М.Н.С. соответствующего возраста, место ему в муниципальном образовательном учреждении муниципального образования «муниципальный район» не было предоставлено, М.Т.М. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении её ребёнку общедоступного и бесплатного дошкольного образования и возложении обязанности организовать и предложить для М.Н.С. место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закреплённом за территорией сельского поселения (муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Название учреждения» или МОБУ «Название учреждения»). Решением городского суда от 22 февраля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением от 10 мая 2018 года, в удовлетворении административного иска отказано. Истец с судебными актами не согласился, и подала кассационную жалобу в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебные инстанции исходили из того, что административным ответчиком незаконного бездействия не допущено, поскольку им совершены все необходимые действия по обеспечению прав ребёнка на получение дошкольного образования, предлагались альтернативные варианты устройства ребёнка в дошкольные образовательные учреждения, а также приняли во внимание ссылку административного истца на невозможность предоставления места в детском саду из-за отсутствия таковых и наличия очерёдности, в которой состоят лица, обратившиеся ранее М.Т.М., в том числе имеющие право на внеочередное обеспечение местами в детских садах на льготных условиях. Судебная коллегия посчитала позицию судов ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права.
Продолжение статьи: «Административный иск об обязании предоставить место в ДОУ». |