Формальный подход при рассмотрении административных дел

В связи с тем, что статья: «Изменение вида разрешенного землепользования земельного участка» получилась объемной, она была разделена на 4  части. Продолжим рассмотрение статьи в 3 части. 

Судя по материалам дела, таких оснований не усматривается исходя из характера сведений, подлежащих внесению в ЕГРН, представленные Г.А.А. в регистрирующий орган документы отвечают установленным требованиям закона, а именно: с заявлением в регистрирующий орган об изменении вида разрешённого использования земельного участка обратилось надлежащее лицо, каких-либо противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами не выявлено, представленные заявителем документы для испрашиваемых регистрационных действий являются действительными, содержащиеся в них сведения достоверны, подача Г.А.А. заявления обусловлена принятым постановлением администрации городского округа от 11 марта 2016 года № 354 об изменении существующего вида разрешённого использования «для ведения садоводства» на «овощеводство» земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности заявителю Г.А.А. Доказательств обратного в судебное заседание представителями регистрирующего органа не представлено; какие-либо доводы в обоснование истребования межевого плана у заявителя для рассмотрения его заявления об изменении разрешённого использования земельного участка без изменения его технических характеристик, в том числе границ, административным ответчиком не приведены, и это несмотря на то, что обязанность доказывания законности административного акта лежит на органе, должностном лице, которые приняли этот акт. Очевидно, что при таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо пришёл к выводу о признании незаконным приостановления регистрационных действий.

Отменяя решение суда первой инстанции, суды и апелляционной, и кассационной инстанции, ссылаясь на положения части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как видно, формально исходили из того, что при изменении сведений о разрешённом использовании земельного участка должны быть соблюдены в совокупности два условия: сведения о виде разрешённого использования, вносимые в государственный кадастр недвижимости, должны соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей территории; и коль скоро испрашиваемый вид разрешённого использования «под овощеводство» не соответствует действующим Правилам землепользования и застройки городского округа от 29 декабря 2017 года № 63/9, согласно которым спорный земельный участок включён в границы территориальной зоны, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства - СХ-2, то приостановление регистрационных действий по осуществлению внесения сведений в ЕГРН об изменении вида разрешённого вида использования является правомерным. С выводами вышестоящих судебных инстанций согласиться нельзя.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П). В связи с этим судам надлежало учесть, что федеральный законодатель, включая правила землепользования и застройки, а также административные регламенты в систему правовых регуляторов земельных и градостроительных отношений и устанавливая объективные критерии, с которыми связывается изменение видов разрешённого использования, одновременно определяет требования к установлению самих административных регламентов. Так, градостроительные регламенты устанавливаются с учётом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Продолжение статьи: «Изменение вида разрешенного землепользования земельного участка».

Категория: Юридическая рубрика | Добавил: Administrator (2021-05-31) |
Просмотров: 180 | Теги: формальный подход, межевой план, апелляционный суд, кассационный суд, Вид разрешенного землепользования, ЕГРН
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наверх