В связи с тем, что статья: «Оспаривание договора аренды земельного участка» получилась объемной, она была разделена на 4 части. Продолжим рассмотрение статьи в 3 части.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 и 92 указанного Кодекса. Следовательно, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда. В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Исходя из анализа вышеприведенных правовых положений, суду в соответствии со статьей 56 ГПК РФ следовало установить, находится ли спорный земельный участок, покрытый лесами, в пределах границ земель лесного фонда или границ земель иных категорий, на которых располагаются леса.
Однако суды при разрешении дела неправильно истолковали вышеприведенные правовые нормы и исходили только из того, что все земли, в том числе спорный участок, занятые лесами, относятся к землям лесного фонда и являются федеральной собственностью, право распоряжаться которыми имеют исключительно органы государственной власти Российской Федерации. Из письма Министерства природных ресурсов и экологии области, полученного в ответ на запрос суда, следует, что в соответствии со сведениями в государственном лесном реестре (на основании материалов лесоустройства) земельный участок, в отношении которого возник спор, не входит в границу земель лесного фонда области. В ходе судебного разбирательства главный лесничий Т.С.В. пояснил, что в акте обследования земельный участок ошибочно указан как лесной участок. Данный участок к лесному фонду не относится. Кроме того, эксперт ООО «Название организации», делая вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером по документам находится на землях особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного назначения), занятых защитными участками хвойных пород, не предусмотренных ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации, не приводит в обоснование своего вывода нормативные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления об отнесении насаждений, расположенных на земельном участке, арендуемом Ч.О.О., к защитным лесам и установлению границ, в том числе сведений проектирования защитных лесов и иных предусмотренных законом мероприятий. Сведений о том, что в соответствии с действующим законодательством спорный земельный участок отнесен к землям лесного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в материалах дела не имеется, а вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, сделанный только на том основании, что на участке произрастает лес, основан на неверном применении частей 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
Продолжение статьи: «Оспаривание договора аренды земельного участка». |